Государство с разных трибун регулярно заявляет о намерении увеличить долю малого и среднего бизнеса в российской экономике. Национальные «проекты» с многообещающими названиями вроде «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «стратегии» и «дорожные карты», «программы» и «подпрограммы»… Становится ли от этих слов слаще жизнь отечественного бизнесмена? Есть пожелание, чтобы национальная забота о предпринимателях обрела более конкретные формы, например опиралась на такой когда-то поднявший советскую экономику инструмент, как госплан. В разрезе специализации каждого региона. Иркутская область, как известно, пробует вернуть «пятилетки».
«Настоящих буйных мало»
«Деловая активность в секторе малого и среднего бизнеса России (МСБ) снижается начиная со второго полугодия 2018 года», — констатируют аналитики, опираясь на данные индекса RSBI. Это ежеквартальное исследование «Опоры России», Промсвязьбанка и агентства Magram Market Research. Бизнес оценивает перспективы на 2019 год как «умеренно негативные». «Предприниматели настроены пессимистично в отношении собственного бизнеса и экономики в целом, причем ожидания бизнеса наихудшие за последние пять лет», — говорится в комментарии Magram. В четвертом квартале 2018 года индекс деловой активности МСБ опустился до 47,1 пункта. Если эта цифра ниже 50 пунктов, то она указывает на снижение деловой активности. «Фактически малый бизнес оказался в стагнации», — считают организаторы опроса.
Если говорить об Иркутской области, то здесь значение индекса несколько печальней. Бизнес, видимо, стал существенно сдержанней и осторожней. Готовых рисковать все меньше. «Индекс заметно ниже, чем в среднем по стране, — отмечают в Промсязьбанке. — 40,5 пунктов. Эта цифра заставляет серьезно задуматься. Темпы падения деловой активности в регионе ускорились». Значение RSBI формируется на основании нескольких компонентов. Так, например, в Иркутской области в разы выросла доля предпринимателей, которые заявили, что сокращали штат. Число компаний, увеличивающих инвестиции, куда меньше, чем готовых свои инвестиции сокращать. Несмотря на рост числа предпринимателей, которые отметили увеличение выручки, существенно выросло и число тех, кто констатирует ее падение.
Конечно, в отношении этих цифр можно развернуть долгую дискуссию, и обязательно найдутся те, кто поддержит негативистов, и те, кто скажет, что и в таких условиях можно совершить в бизнесе прорыв. Тезис «все плохо» кому-то, конечно, покажется неоправданным. Но, опять же, кто станет возражать против пожелания, чтобы все было лучше? Пожалуй, и та и другая стороны будут рады дополнительным реальным (!) мерам поддержки, которые могли бы исходить со стороны государства.
В частности, большой слой предпринимательского сообщества разделяет возврат к идее государственного планирования и более активного вовлечения малого бизнеса в сферу государственных закупок. На адекватных условиях.
«Для государства очень важно произвести распределение производительных сил по стране. Советский опыт в данном случае действительно может быть полезен. Помните, в СССР кого-то на хлопок посадили, кого-то на электронику? Наверное, нужно что-то похожее в рамках нынешней модели государства предусмотреть. Предпринимателю важно видеть стратегические горизонты, понимать, куда можно инвестировать «в долгую», с отдачей через 15-20 лет. Необходимо создание центров по всей стране, где за счет специализации территорий будут обеспечены реальные возможности для роста», — этот посыл одного из участников (от аграрного сектора), в общем-то, разделило подавляющее большинство присутствовавших на экспертном совете «Инструменты для бизнеса». Мероприятие с привлечением представителей финансовой сферы и госструктур проходило 4 апреля в Иркутске по инициативе издательского дома «Восточная Сибирь».
Как известно, сейчас Иркутская область, с подачи губернатора-коммуниста Сергея Левченко, пытается четко обозначить приоритеты и оцифровать цели в рамках «пятилетки». Кстати, в свежем послании главы региона к Законодательному собранию и жителям области, озвученном 10 апреля, большой блок был посвящен госплану. Не забыл губернатор и об агропромышленном комплексе.
Есть ли у вас план?
Сергей Левченко и другие сторонники «пятилеток» уже не один год ратуют за госплан как набор совершенно конкретных показателей и задач, который может быть эффективным инструментом развития. Есть все предпосылки для переформатирования экономической, бюджетной, социальной политики и выхода на полноценную «экономику развития».
«Такой подход к управлению возможностями и лег в основу госплана, работу над которым исполнительные органы власти Иркутской области по моему поручению начали в прошлом году. Я неоднократно говорил, что госплан — это комплексный подход к развитию, в рамках которого первична экономическая отдача конкретной территории или проекта, при этом социальная и инфраструктурная составляющие в обязательном порядке увязаны с планами предприятий и показателями проектов, — продвигает свою идею Сергей Левченко. — Нам не нужен план ради плана, а стратегия ради стратегии. Для нас госплан — это не бумаги, а инструмент развития. Помните, какие проекты были заложены в предыдущие стратегии социально-экономического развития Иркутской области? Это проект группы «Нитол» по производству поликремния, который похоронил экономику Усолья-Сибирского; это завод компании «Госстрой» в Хомутово, о котором так много говорили на различных форумах и выставках и который сразу после запуска попал под процедуру банкротства; это завод в Култуке, где очень непрофессионально отнеслись к выбору производственной площадки. Никто эту стратегию не критиковал, только хвалили. В итоге вы все знаете результат. Подобные ошибки повторять нельзя».
Предполагается, что в рамках госплана должна появиться схема создания всей необходимой инфраструктуры для обеспечения «точек роста» — причем не только дорожной или инженерной, но и социальной, так как это необходимо для обеспечения потребностей людей, работающих или планирующих такую деятельность на территории конкретных муниципалитетов и участвующих в реализации всех проектов.
«Необходимо оценить масштабы и в отдельных отраслях пересмотреть действующие меры поддержки, а также просчитать возможность других источников финансирования», — заявил губернатор Приангарья и отметил, что «наше государственное планирование полностью увязано и синхронизировано с ориентирами и задачами, которые заданы на федеральном уровне — в «майском» указе президента и основных направлениях деятельности правительства на период до 2024 года».
В упомянутых стратегических документах установлены девять национальных целей развития, для достижения которых разработаны 12 нацпроектов. Региональные власти отчитываются: «Проведена работа по обеспечению участия области в данных проектах. Было разработано и утверждено 49 региональных проектов, направленных на реализацию нацпроектов. По каждому региональному проекту заключены соглашения с федеральными органами власти на общую сумму более 12 млрд рублей. Всего из федерального бюджета в этом году мы получим более 20 млрд рублей — на 6 млрд рублей больше прошлогоднего уровня».
«Важно понимать, что нацпроекты — не только дополнительные средства для развития, но и обязательства по достижению целевых показателей. Мною даны поручения правительству региона организовать ежемесячный мониторинг достижения целевых показателей в рамках нацпроектов. Задачи очень сложные. Контроль будет жестким», — пообещал Сергей Левченко.
К областному минсельхозу он обратился со специальным поручением.
Специально для АПК: технологическое перевооружение
Министерству сельского хозяйства Иркутской области поручено разработать меры по стимулированию приобретения оборудования (зерносушильного, зерноперерабатывающего оборудования, комплекса для картофеле— и овощехранилищ, зернохранилищ, поливных систем) для сохранности сельхозпродукции и наращивания объема производства.
Напомним, что на фоне второй год подряд рекордного урожая зерновых Приангарье замахнулось на показатель в 1 млн тонн к 2020 году. «При этом с увеличением объемов производства зерна нам необходимо решить ряд инфраструктурных вопросов — обновить оборудование, — объяснил губернатор. — Госпланом заданы целевые показатели по росту уровня самообеспечения региона по овощам и картофелю. Оборудованию по их хранению также требуется замена, чтобы обеспечить сохранность и качество произведенной продукции. Новые механизмы, которые разработает минсельхоз, должны будут решить эту задачу».
В послании также прозвучали тезисы о тысячах гектаров «залежных» земель, вводимых в оборот, о стратегии развития мясного скотоводства, строительстве молочных ферм «с применением современных и адаптированных к условиям Иркутской области технологий содержания».
Что ж, как говаривают в народе, «будем посмотреть«… Можно предположить, что и со стороны активной общественности «контроль будет жестким». Хотя и сами региональные власти не раз повторяли: измеримые показатели на то и введены, чтобы можно было сверить.