«Законы экономики – это законы жизни», - с этой фразой британского экономиста Филипа Уикстида трудно не согласиться, тем более по завершении заключительного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по экономике, который состоялся 23-28 марта в Учебном центре Высшей школы экономики «Вороново».
Сосредоточенные, умные и веселые, эти мальчики и девочки (на Олимпиаде - в пропорции примерно 2:1) завтра будут определять стратегию экономического развития, а значит, и всего прогресса России в целом. Всей России, потому что среди 283 участников – не только Москва и Санкт-Петербург, но и команды из Новосибирска, Нижегородской и Челябинской областей, Республики Карелия и др.
Какие они, наши будущие рулевые?
Честные. И соревнования начинаются с клятвы в честной борьбе и работе от имени участников, членов жюри и руководителей команд.
Дотошные: умеют работать над ошибками. И после каждого тура следует разбор заданий, на котором участники узнают возможные решения задач и обсуждают их с жюри.
Эрудиты. И перед ними выступает ансамбль классической музыки Sound Out «Классика Vs современность» с концертом из произведений К.Сен-Санса, Ф. Пуленка и С. Франка, посвященный Сен-Сансу. А потом они отправляются на экскурсию по архитектурному комплексу «Вороново», история которого начинается от Куликовской битвы. А сами участники жили в новом корпусе дома отдыха, шедевре советского модернизма.
Веселые. За несколько дней успели поиграть в интеллектуальную игру «Интуиция» и стратегическую командную игру «Клондайк».
Жадные до знаний. Несмотря на три тяжелых соревновательных тура, состоявшие из выполнения заданий, разбора решений, показа работ и апелляций, с благодарностью используют возможность послушать лекции известных ученых – ректора РЭШ, профессора Р.С. Ениколопова «Как экономисты анализирует данные?», профессора Ф.С. Картаева «Монетарная политика и экономический рост», профессора В.Н.Соколова - о вызовах для платежных систем в эпоху криптовалют. Особенно любопытной оказалась лекция доцента Е.В.Чирковой «Отражение экономических реалий Российской империи в начале XX века в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Она считает, что «Экономика у Драйзера описана хорошо, а писатель он плохой» и уверена, что экономистам обязательно надо прочесть романы Т.Драйзера «Деньги» и Э.Синклера «Джунгли».
После такой неординарной лекции было полезно придти на мастер-класс ординарного профессора Л.С. Гребнева «Economix: мифы теории и реалии практики», который подчеркнул, что «чувства важнее знаний, но онлайн их передать нельзя». Или на мастер-класс В.В. Иванова «Каких тем не хватает в базовом курсе экономики?».
Изобретательные. На церемонии закрытия один из призеров вышел за наградой вместе с картонной фигурой своего друга, который не дошел до заключительного этапа, но мечтал здесь оказаться. Так, аватар Заура вошел в олимпиадную историю.
Конечно, награждение стало настоящим праздником. Чествовали олимпиоников - именниников соревновательных дней. Председатель жюри Л.Л. Любимов вспомнил суждение Конфуция «трудности важнее успеха», Р. Ениколопов особо заметил, что «дальше – свобода выбора», проректор Российского университета дружбы народов С.В. Назюта пожелал «загадать свою мечту и не останавливаться в образовании», глава ЦПМК В.С.Автономов, назвал их энтузиастами, которые научились держать удар.
Настоящими героями стали 22 победителя и 104 призера. Абсолютами стали члены московской команды. Девятикласница Алина Тимошкина из 9 класса, которая считает, что ей помогли многие выездные школы, в которых она была: «если ты самый сильный в комнате, то ты не в той комнате». Десятиклассник Микаил Багишов обязательно купит торт «Санчо Панчо», чтобы отметить свою абсолютную победу. Одиннадцатиклассник Семен Морозов, который стремится сочетать и экономику, и большой теннис, и курсы по искусству. На закрытии они сделали программное заявление: «нам надо менять мир, давайте это делать!». И похоже, они знают, как это сделать. Неслучайно был и еще один, специальный, приз за лучшую разрешенную шпаргалку, которым наградили Анну Филинову.