20 февраля во время послания президента России к Федеральному Собранию была в очередной раз поднята тема взаимоотношения бизнеса и власти. Владимир Путин призвал избавиться от ограничений предпринимательских инициатив, снизить давление на бизнес. Вместе с тем в отдельно взятой Иркутской области ситуация с защитой прав предпринимателей пока остается неоднозначной — аппарат бизнес-омбудсмена Приангарья фактически прекращает свою работу. Врио омбудсмена Эвелина Секулович сложила с себя эти полномочия две недели назад, а 26 февраля и вовсе переехала из Иркутска. Непосредственно перед ее отъездом корреспондент АН пообщался с Эвелиной Секулович — о том, чего удалось достигнуть в регионе за время работы Института уполномоченного по защите прав предпринимателей, а какие проблемы еще предстоит решить. Кому? Большой вопрос.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области и его аппарат начали работу в 2014 году. Новая структура за сравнительно короткое время показала свою эффективность. Несмотря на очевидные успехи работы этого органа, спустя пять лет назрел искусственный кризис вокруг фигуры руководителя структуры. Причины объяснить несложно — определенное влияние на предпринимательское сообщество и авторитет уполномоченного превратились в ресурс. В политически нестабильной Иркутской области подобными ресурсами разбрасываться не принято. Именно поэтому с апреля прошлого года (после ухода Алексея Москаленко) вокруг поста уполномоченного ведутся не то закулисные торги, не то откровенные интриги. В этот момент, не желая быть втянутой в мутные игры, врио омбудсмена Эвелина Секулович заявила, что покидает свой пост.
Работа на 700 млн рублей
«Я хорошо запомнила свой первый день в аппарате бизнес-омбудсмена. Сотрудники еще не были до конца набраны, в офисе не хватало мебели, но в кабинете Алексея Москаленко уже стояло несколько больших коробок, доверху набитых бумагами. Это были жалобы и письма предпринимателей, с которыми нам предстояло работать, — вспоминает Эвелина Секулович. — С тех пор прошло пять лет. Экономический эффект от нашей правозащитной деятельности за это время составил свыше 718 млн рублей».
В эту сумму входит стоимость сохраненных бизнес-активов, земельных участков, отмененных штрафов и всего другого, что могли бы потерять региональные предприниматели без помощи уполномоченного. «Цифры нам сообщали сами представители бизнеса — это была моя инициатива, получать подобную обратную связь в рамках каждой жалобы, рассмотренной в пользу предпринимателя», — уточняет Эвелина Секулович.
По ее словам, добиться подобных результатов помогло особое мышление сотрудников аппарата уполномоченного, ум, сообразительность, качественная правовая позиция, а в некоторых случаях привлечение внимания общественности.
Идти своей дорогой
Институт уполномоченного стал в Иркутской области далеко не первой правозащитной организацией для предпринимателей. Однако существовавшие до него долгие годы аналогичные структуры какими-то результатами, кроме участия в протокольных совещаниях и раздаваемых «по случаю» комментариях в СМИ, похвастать не могли.
«Для нас было изначально понятно, что это не совсем тот путь, по которому мы бы хотели идти. Да, уполномоченный по защите прав предпринимателей — это орган с рекомендательными функциями. Он не может принудить к чему-либо орган власти, нарушающий права предпринимателя. Однако нам удалось за эти пять лет выстроить нормальные горизонтальные отношения со всеми органами власти, наработать обширную судебную практику по участию в судах на стороне предпринимателей в качестве второго адвоката, — подводит итоги Эвелина Секулович. — По этому показателю мы лидеры в России. Многие уполномоченные из других регионов в суды так и не зашли. Кроме того, мы смогли реализовать правозащитную практику по участию уполномоченного при избрании меры пресечения для предпринимателей. Это очень редкий случай, и, по-моему, мы первый региональный институт, который это сделал».
Аппарат бизнес-омбудсмена неоднократно сумел воспользоваться и правом законодательной инициативы. В частности, благодаря уполномоченному в прошлом году Законодательное собрание Иркутской области приняло закон, облегчающий телекоммуникационным компаниям процедуру размещения вышек сотовой связи, а в этом — об отмене разрешения на строительство для тепловых объектов. Законы стали благом как для деловой среды, так и для обычных граждан.
«В практике были и обратные случаи, когда приходилось противодействовать принятию непродуманных законов. Например, все помнят «антиалкогольный» законопроект депутата Законодательного собрания Алексея Козюры. В случае его принятия около 2000 торговых объектов были бы ликвидированы. Я рада, что удалось эту инициативу похоронить путем реализации тщательно продуманной стратегии, — признается Эвелина Секулович. — Мое мнение — лучше инициировать законы на пользу, например, в этом году планировала запустить закон о поддержке местных товаропроизводителей. Вот эта инициатива требуется давно в регионе».
Кто рискует больше всех?
Рассуждая о том, какой вид бизнеса наиболее уязвим, Эвелина Секулович напоминает, что в прошлом году сотрудники аппарата уполномоченного чаще и больше всего занимались отстаиванием прав владельцев торговых павильонов.
«То есть вопросы земельно-имущественной сферы — номер один в списке наиболее острых проблем. И эти вопросы в Иркутске своей остроты не теряют. На территории города власти не оставляют попыток незаконно прекратить деятельность около 1,5 тыс. павильонов. Между тем именно такое количество точек сегодня находятся в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории областного центра, — напоминает собеседник АН. — Со стороны федерального центра не первый год поступают сигналы, что развитие предпринимательства невозможно без соблюдения их прав и законных интересов. Важным является трепетное соблюдение со стороны власти возможных законных форм и регламентов для взаимодействия с бизнесом. В это же время у нас проходят незаконные сносы, ведутся бесконечные судебные споры, люди тратят массу времени, чтобы отстоять свой маленький, но социально значимый бизнес».
По мнению Эвелины Секулович, аргументация властей в этом вопросе остается невнятной. В публичной плоскости чаще звучат слова о некой эстетической составляющей, мол, все павильоны должны быть единообразно оформлены, выглядеть красиво, не портить внешний вид города. Однако, как именно должна выглядеть эта «красота», никто из чиновников внятно ответить не может. Эксперт отмечает, что сложившийся конфликт дошел до определенной точки, когда администрация обязана взять и закрыть ситуацию в пользу предпринимателей. Ведь неслучайно же мэр Иркутска два года назад успешно отстоял в Законодательном собрании идею о том, что городу должно оставаться больше доходов от налогов, взимаемых по упрощенной системе. После этого нелогичным выглядит шаг со сносом павильонов, владельцы которых используют именно УСН.
«На федеральном уровне сейчас дорабатывается закон о торговой деятельности, где четко прописаны ниши для малого бизнеса. На местном уровне есть все необходимые регламенты. Нужно просто начать применять законы как положено. Этот вопрос — системный, он в интересах местной власти, которая должна способствовать развитию малого бизнеса, — считает Эвелина Секулович. — В европейских странах, на которые принято ориентироваться в вопросах городского благоустройства, никто не сносит аналогичные павильоны. Там эти магазинчики прекрасно вписываются в городскую архитектуру, стоят на своих местах десятилетиями, этот бизнес передается по наследству, кормит поколения семей. Дать однозначное объяснение тому, что происходит сейчас у нас, невозможно. Могу только предположить, что нет синхронности в исполнении поручений федерального центра, зато есть текучка кадров в подразделении мэрии, отвечающем за экономический блок, наблюдается отсутствие надлежащего контроля за правильностью применения существующих законов».
Аналогичные причины, по прогнозам правозащитников, в ближайшей перспективе станут причиной для скандалов в еще двух болезненных темах — размещение наружной рекламы в городе и проведение конкурсов на осуществление пассажирских перевозок. Непрозрачность применения законов в этих сферах может дать местным предпринимателям повод говорить о преднамеренном переделе рынка. А это, как ни крути, очередной очаг социальной напряженности.
Умная защита — полагайся на себя
Для «головной боли» у большинства предпринимателей, конечно, масса причин. И все это на фоне низкого уровня правовой грамотности. Именно поэтому визит представителя надзорного ведомства чаще вызывает панику, неправильные действия и, как следствие, неизбежные штрафы.
«Контрольно-надзорные мероприятия контролирующих органов все еще остаются значимым риском для работы предпринимателя. Несмотря на установки федерального центра, у нас все еще остается большое количество требований для бизнеса, множество взаимоисключающих и противоречащих друг другу правил. Так, по санитарным нормам в частном детском саду необходимо использовать ковры, а по противопожарным — ковров быть не должно, — приводит пример Эвелина Секулович. — Как быть готовым к проверке, не столкнуться с незаконными штрафами? Считаю, что у каждой компании должна быть обязательно принята стратегия для умной защиты. В первую очередь, на этапе открытия компании или предприятия необходимо проанализировать риски, по которым возможны визиты инспекторов, а в процессе работы отслеживать тенденции, приводящие к внеплановым, внезапным проверкам. Особым образом нужно отбирать юристов или других сотрудников, кто не будет бояться грамотно разговаривать с контролерами, отстаивать свою правоту в судах».
Эвелина Секулович также призывает избегать распространенных ошибок: «Не думайте, что если вы честно работаете, то к вам не придут с проверкой. Нужно быть готовым к тому, что чем честнее и прозрачнее ведется работа, тем быстрее придут проверяющие, ведь ваш бизнес на виду. Еще одна ошибка характерна для молодых предпринимателей, полагающих, что государство поможет как в их начинаниях, так и в проблемах. Полагаться нужно только на себя, в том числе и в отстаивании своих прав. К счастью, понимание этого распространяется, правовая культура растет. Сегодня становится все больше предпринимателей, кто вместо безропотной уплаты штрафов предпочтет пойти в прокуратуру и другие инстанции за отстаиванием своих прав».
90-е годы в новом обличье
Рейдерство, метка 90-х, как явление никуда не исчезло и по-прежнему остается одним из наиболее значимых рисков для местного бизнеса.
«С этой проблемой сталкиваются очень известные и крупные компании нашего региона — «Иркутский Вторчермет», ГК «ОМНИ» и другие. Поверьте, рейдерство не прекращалось, оно стало изощренным, технологически изобретательным, — озвучивает жесткую правду Эвелина Секулович. — В суде сегодня рейдера не остановить, охраной предприятие не защитить. Требуется помощь региональной власти, привлечение внимания к этому пагубному явлению. Поэтому проведение уполномоченным встреч, круглых столов по возможным мерам защиты компаний от рейдерских атак является тоже привлечением внимания к существующей проблеме. По своему опыту скажу, что работающей стратегией защиты от рейдерства является путь судебных разбирательств, качественное отстаивание своей позиции. Но это путь долгий, как минимум на два, три года. К сожалению, все это время компания, столкнувшаяся с рейдерством, работает только над тем, чтобы сохранить свои активы. Ни о каком развитии в этот период речи не идет. Так что подобные процессы неизбежно отражаются и на развитии региона».
Что дальше?
Эвелина Секулович считает, что после ее ухода институт уполномоченного после определенной паузы возобновит свою работу. Почва для этого вполне благоприятна. Во-первых, предпринимательское сообщество Иркутской области смогло убедиться в эффективности и нужности бизнес-омбудсмена. Во-вторых, к этому подталкивают очередные изменения федерального законодательства. Правительство РФ в начале года утвердило план по трансформации делового климата, который содержит конкретные и четкие рекомендации для региональных властей. Следить за их выполнением в качестве независимой структуры могут именно уполномоченные в каждом из регионов.
«Главное, чтобы в дальнейшем уполномоченный по защите прав предпринимателей не превратился в массовика-затейника, а был реально работающим правозащитным институтом. А чтобы этот институт был работающим, он должен быть независимым. В перспективе он может стать эффективным органом разрешения досудебных конфликтов между бизнесом и властью, — считает Эвелина Секулович. — Безусловно, для этого требуются законодательные изменения статуса уполномоченного, начиная от формирования жестких требований к кандидату на эту должность до описания компетенции по разрешению таких конфликтов».