Крестовый доход
№ () от 20 февраля 2019 [«Аргументы Недели », Денис ТЕРЕНТЬЕВ ]
Замедлились темпы реституции так называемых объектов религиозного назначения. Претензии Русской православной церкви на бывшие церковные училища и гостиницы для паломников всё чаще встречают сопротивление граждан, светской власти и судов. После принятия знаменитого ФЗ №327 в 2010 г. ничего подобного не наблюдалось: по одному только запросу епархий выселялись музеи, детские интернаты и просто частные лица. Но чем более неприятный вид приобретала реституция, тем меньше у светских властей оставалось иллюзий по поводу способно-сти церкви «сплотить страну».
Ступай и не греши
Завис вопрос с передачей РПЦ Исаакиевского собора в Петербурге. Новость пришла два года назад, когда город ещё смахивал с усов остатки оливье после встречи 2017 года, однако петицию против передачи Исаакия за первые 18 часов подписали 130 тыс. человек. Не менее тысячи горожан вышли на митинг, и среди них было немало людей верующих. Собор никогда церкви не принадлежал, он является третьим по величине в Европе христианским храмом, собственностью государства, символом города и одним из главных его музеев с выручкой в 5 млрд рублей.
Это был протест против наглости. Дело явно могли обставить тоньше и нежнее. По мере развития конфликта элиты настолько запутались в доводах сторон, что стали по привычке ждать разъяснений от первого лица. Но президент Владимир Путин летом 2017 г. высказался витиевато: дескать, и чувства верующих можно понять, и музей должен сохраниться. Ключевая фраза гаранта: «Нужно деполитизировать эту проблему, забыть, что она существует как таковая». Чиновники восприняли наказ буквально – про Исаакий словно забыли.
Вместе с тем исполнители на местах получили сигнал: не каждый каприз церкви должен немедленно удовлетворяться. И вот уже в 2019 г. 10 петербургских депутатов обратились к врио губернатора Александру Беглову с письмом, в котором выступили против передачи РПЦ шести зданий Государственного музея городской скульптуры. История давняя: музей примыкает к территории Александро-Невской лавры, а церковь давно облизывается на его площади. Однако Благовещенская и Лазаревская усыпальницы не являются объектами религиозного назначения, а Певческий корпус в 1994 г. был передан музею при поддержке самого патриарха Алексия II. Тогда владыка написал мэру Анатолию Собчаку, что «не возражает» против передачи корпуса, учитывая помощь городских властей в возвращении церкви другого имущества.
Беглову есть о чём задуматься. У него скоро выборы, а история с Исаакием сделала его предшественника Георгия Полтавченко неизбираемым – по крайней мере естественным путём. Самого Беглова грозят сделать неизбираемым заваленные снегом и льдом улицы «культурной столицы». Нужен ли ему дополнительный риск?
Вот и в Екатеринбурге арбитражный суд повторно отказал местной епархии, претендовавшей на три особняка в центре столицы Урала. Суд посчитал, что располагавшиеся здесь до революции пансион с церковью для Алексеевского реального училища, женское епархиальное духовное училище, общежитие и учебный корпус не являются «объектами религиозного назначения». Сейчас в этих зданиях располагаются три колледжа: хоровой, экономико-технологический и монтажный. Их нужно выгнать на улицу? Чтобы попам стало комфортнее? Ведь понятно, что никаким духовным училищам в старых зданиях не возродиться – страна непоправимо изменилась за 100 лет.
Но в Нижнем Новгороде сработала другая логика: здесь передали церкви здание консерватории, где до революции находилась резиденция архиерея, вместе с четырёхэтажным корпусом, построенным уже в 1950-х. А заодно выгнали из Дома офицеров десятки детских кружков только потому, что в 1917 г. при здании помещалась маленькая домовая церковь. Принимавшие решение чиновники явно «не хотели связываться» с церковью и не боялись протестов.
А в Екатеринбурге акценты сместились. Здесь в 2010 г. 6 тысяч жителей вышли с протестом против восстановления снесённого храма Святой Екатерины на площади Труда – то есть на историческом месте, но уже полностью изменённом в советское время застройкой и перепланировкой. Под давлением граждан власти предложили перенести 70-метровый объект на насыпной остров в центре городского пруда. Народ снова высказался: это наш город, мы его любим, а церковь не вписывается в среду.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник не захотел отдавать РПЦ 12 объектов, находящихся у него в пользовании. Например, символ Владимира – Золотые ворота. На генерального директора Игоря Конышева пошёл накат. Среди многочисленных жалоб есть и такая: «…убраны фотографии, запечатлевшие[end_short_text] посещение музея-заповедника в разные годы президентами России В.В. Путиным и Д.А. Медведевым». И в январе 2019 г. всё это переросло в уголовное дело и домашний арест Конышева: якобы он переплатил за создание сайта музея. В качестве ущерба фигурирует полная сумма контракта – 4 млн рублей, хотя сайт создан и работает. В общем, сталкиваясь с запросами церкви, чиновнику нужно редчайшее чутьё, чтобы принять наиболее безопасное для себя решение.
Лучше перебдеть
После публикации 327-го закона при всех российских министерствах возникли комиссии для рассмотрения обращений религиозных организаций, которые присмотрели себе что-то из министерского имущества. Потенциально самая богатая добыча – в Министерстве обороны, на балансе которого находится невероятное количество земли и недвижимости. «АН» рассказывали анекдотичную историю про игумена Бориса (Тулупова) из деревни Николо-Малица (Тверская область), который несколько лет назад приблизился к тому, чтобы выселить целую воинскую часть из промзоны Борихино поле – территории около 6 га в черте 420-тысячной Твери.
Когда-то здесь располагался Успенский Жёлтиков монастырь, закрытый большевиками и полностью разрушенный в войну. В Минобороны батюшке так поначалу и объяснили: передавать, по сути, нечего. А вот часть с резервуарами для ГСМ переводить накладно. В администрации Твери тоже отнеслись прохладно. Ведь не представлено убедительного бизнес-плана возрождения монастыря, а значит, после получения земли полетят новые обращения: дайте денег на благое дело.
Но деревенский священник оказался хватким и креативным. В федеральные министерства, Госдуму, администрацию города пачками пошли «благословления» из епархии и «письма верующих», вплоть до грамматических ошибок повторяющие воззвания батюшки. Где-то игумену Борису удалось добиться ответа со словами поддержки кого-то из парламентариев – и вот уже его новые письма запестрели фамилиями православных политиков. По переписке видно, как прогибается позиция тверских чиновников: от равнодушного перевода стрелок на Минобороны поначалу до «всемерно поддерживаем» впоследствии. «АН» тогда предположили, что и военным вскоре надоест отписываться и подставляться: им проще перевести часть. Но мы и представить себе не могли, что военный прокурор выйдет в суд против Министерства обороны на стороне епархии! И вот сегодня областной комитет по охране историко-культурного наследия оформляет «вновь взятые под охрану территории и постройки Жёлтикова монастыря». А предприимчивый игумен Борис дорос до секретаря Тверской епархии.
Недавно старший партнёр адвокатского бюро «Славянский правовой центр» Анатолий Пчелинцев рассказал, что РПЦ претендует приблизительно на тысячу объектов недвижимости в Москве. Получается, светская власть за счёт бюджета переселяет жильцов дома, в котором сто лет назад была чайная для паломников, и отдаёт его «пострадавшей» религиозной организации, которая тут же сдаёт его в аренду как коммерческую недвижимость.
Образно говоря, церкви удалось запустить процесс, обратный российской традиции, – сегодня из пушек отливают колокола, а не наоборот. Централизация власти не может обойтись без групп интересов, обеспечивающих её стабильность. И РПЦ сумела стать одной из наиболее влиятельных групп. Хотя её реальный вклад в стабильность вертикали сомнителен.
Приход после исхода
По данным ряда исследований, до 80% граждан России считают себя православными христианами. В то же время Рождественские богослужения в январе 2019 г. посетило 2, 5 млн россиян, то есть менее 2% населения. Эта цифра стабильна на протяжении многих лет и не меняется по мере открытия новых храмов. По словам руководителя отдела социально-политических исследований «Левада-центра» Бориса Дубина, 60% православных не относят себя к религиозным людям: лишь менее 40% из них уверены в существовании Бога. А около 30% православных полагают, что Бога вообще нет!
Тем не менее РПЦ удалось расширить городские общины. Как отмечает религиовед Николай Митрохин, сегодня типичный посетитель православного храма – это уже не бабушка-крестьянка, а бухгалтер или владелец мелкого бизнеса. В общинах много студентов, женщин в возрасте за 40 лет, нередко с дочерьми, частично интеллигенции, частично служащих. Но борьбу за основную массу городского образованного среднего класса церковь проиграла. И здесь ей аукнулись скандалы с патриаршими часами и квартирами, «дорисованной» на фотографиях паствой, преследованием Pussy Riot и безжалостной реституцией.
Митрохин сравнивает РПЦ с Российским футбольным союзом: «Подобные корпорации продают свой патриотизм государству, а взамен хотят получить деньги, защиту от конкурентов и поддержку во внешней деятельности за пределами страны. Государство считает, что контролирует все эти организации, но задачи от его имени формулируют лоббисты. И получается, что, раздавая деньги, государство фактически ничего не получает,кроме лояльности и внешней поддержки».
Денис ТЕРЕНТЬЕВ