В Самарской области продолжают возбуждать судебные дела против экипажей воздушных судов ведомственной авиации, летавших по заданиям руководства на ближайшие к взорвавшемуся 4-му энергоблоку Чернобыльской АЭС аэродромы. Спустя 32 года после катастрофы их пытаются выставить мошенниками, незаконно получившими «чернобыльские» пенсии и льготы.
АЛЕКСАНДР Кириченко, в мае 1986 года 2-й пилот Ан-26 лётного отряда космического завода «Прогресс», сегодня недоумевает. О том, что они летали в район чернобыльской катастрофы, знали практически все. Туда летали с чем прикажут. Например, выяснилось, что активное наращивание слоя песка, который высыпали в аварийный реактор вертолётчики, вызвало рост температуры. Учёные приняли решение кидать свинец. Военные лётчики, работающие непосредственно над станцией, заодно стали подкладывать его под кресла. Кириченко свинец тоже помнит:
– У завода «Прогресс» самый большой парк разнотипных самолётов. Вот и брали грузы для ликвидации с других предприятий, которые не могли оперативно произвести отправку, не было у них своих самолётов. Из Саратова с аккумуляторного завода мы возили свинец, при погрузке нам прямо говорили, что это на ЧАЭС. С Куйбышевского авиационного завода нам грузили оборудование для ЧАЭС и отправки в зону радиоактивного загрязнения. Выгружались на гражданских аэродромах. Но там для нас не было топлива. И мы перелетали на военные аэродромы (по согласованию с ними) на заправку при условии, что заберём людей-беженцев. Не оказывать помощь мы не могли и по человеческим принципам, и по руководящим документам, которые обязывают экипажи воздушных судов оказывать помощь людям, попавшим в сложную ситуацию (НПП ГА 85 и Воздушный кодекс).
Самолёты садились на аэродромы, где царила паника. В Борисполе, в Жулянах и на всех военных аэродромах были дозиметристы. У ограждения – сотни мечтающих улететь с детьми хоть на край света, неважно куда, лишь бы подальше. В гражданских аэропортах на перронах периодически возникала давка, даже выставляли оцепление из солдат-срочников.
Был и специально открытый на заводском аэродроме пост дозиметрического контроля. Бортоператор экипажа Михаил Курдюков в том году только купил новые дорогие ботинки. Уже в Куйбышеве по прилёте специалисты по дозиметрическому контролю после проверки экипажа заявили, что крайне не рекомендуют их носить и тем более идти в них домой – пришлось выбросить. Впредь самарцы стали туда летать в старой одежде, которую хранили на работе и в самолёте.
Под судом
А что сейчас с этими лётчиками? Они подсудимые, на них заведены уголовные дела. Инвалид I группы Боженко В.П., бывший командир Ан-12, заработал онкологическое заболевание. Осуждён. Следователь причиной его болезни считает солнечную радиацию, другими словами, ликвидатор много загорал и не уберёг себя от солнца. Бортовой оператор Авдеев И.Ю. тоже осуждён и предупреждён оперативником Черняевым, что если будет подавать на пересмотр приговора, то из условного срок превратится в реальный.
Сам Александр Кириченко 16 августа этого года в коридоре суда Промышленного района Самары в присутствии многочисленных свидетелей подвергся оскорблениям со стороны главного консультанта Министерства демографии и семейной политики А. Краевого. Кроме оскорблений с его стороны звучало объявление того, что всё уже решено: «будете платить вы, ваши дети, ваши внуки»! Суд ещё не вынес приговор, а Краевой его уже озвучил.
Следователи УФСБ по Самарской области не любят вспоминать даже общеизвестный факт – первые 28 человек, пострадавших при тушении 4-го энергоблока ЧАЭС, отправили самолётами в Москву, в шестую радиологическую больницу. Там, где они лежали, фонили даже стены. Медперсонал клиники получил свою дозу радиации. Их облучили умирающие пожарные, за которыми они ухаживали. Часть из них доставил в столицу самолёт Ил-14 генерального директора ЦСКБ «Прогресс» Дмитрия Козлова.Как вы думаете, самолёт и экипаж после такого полёта могли остаться «чистыми»? Исключено. А теперь попробуйте спустя 32 года доказать, что так и было. Задания на полёт, отчёты хранились тогда в архивах 3 года. Попробуй сейчас что-либо докажи! Хранят документацию лётных происшествий и катастроф, а наши пилоты отработали без ЧП. У Кириченко на пиджаке висит почётный знак «За безаварийный налёт 9000 часов».
А ты докажи!
Вот что вспоминает Николай Антошкин, депутат Государственной думы, генерал-полковник, заслуженный военный лётчик РФ, доктор военных наук. В 1986 году он руководил оперативной группой от ВВС Киевского военного округа при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за что удостоен звания Героя Советского Союза: «Военные авиаторы выполняли много разных задач, а не только, как это иногда отражается в СМИ, сбрасывание в аварийный реактор песка, глины, доломита, свинца. Самолёты и вертолёты базировались на аэродромах Чернигов, Овруч, Гончаровское, Борисполь и Жуляны. Вертолёты перед возвращением на базовые аэродромы проходили дозиметрический контроль и дезактивацию на полевом аэродроме Малейки, а личный состав проходил санобработку на базовых аэродромах. Это позднее создало препятствия для получения удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы и оформления льгот. Социальные службы требовали справки о нахождении частей в 30-километровой зоне отчуждения, несмотря на полученные награды за участие в ликвидации последствий катастрофы».
Военные авиаторы выполнили более 28 тыс. самолёто- и вертолетовылетов, из них почти половина, свыше 13 тысяч, связаны с перевозками личного состава и грузов. И они были признаны «ликвидаторами».
Малочисленной группе пилотов ведомственной авиации сегодня приходится пожинать плоды неоформленной в далёком 1986-м «доказательной базы». Списочным составом им в 1997 году вручили удостоверения «чернобыльцев» (оформлением занимались не они, а администрация ЦСКБ «Прогресс», там готовили справки, документы и обоснования), и, наконец, их делают мошенниками со стажем, награждают условными сроками. Доводы защиты – побоку.
Данный вопрос не должен решаться на местах, его надо выносить на уровень президента России, Верховного суда, Конституционного суда, Совета по правам человека. Из ниоткуда, практически по одному делу, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС в Самаре единовременно появилась армия 60- и 70-летних «мошенников», все из числа лётного состава предприятий военно-промышленного комплекса области.