Рацион российского неравенства
№ () от 28 ноября 2018 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]
Неадекватность чиновников не устаёт удивлять, в октябре 2018 г. в Экспертном совете при правительстве додумались ввести налог на колбасу из расчёта 160 руб. на килограмм. Затею оправдывает необходимость перевести народ на здоровое питание.
Колбасная западня
Прославившийся новой колбасной инициативой Экспертный совет – организация вполне влиятельная. Они возникла, поскольку премьер Дм. Медведев, по образованию юрист, в экономике разбирается слабо. Чтобы объяснить ему азы, ещё в 2012 г. созвали порядка сотни экспертов, среди которых[end_short_text] гендиректора и президенты компаний, деканы и доценты вузов. Среди них очень мало известных лиц и состав достаточно странный. И это наводит на мысли, что в престижный список попадали по блату. Чем там полезны президент Зелёного Креста, председатель совета директоров загадочного ООО «ВикиВот!» и, что самое поразительное, директор московской средней школы №1944? Как бы то ни было, эти люди проводят регулярные встречи с премьером и в итоге во многом определяют медведевскую экономическую политику.
Насколько вменяемы предложения, которые сыплются от медведевских экспертов, прекрасно показывает история с колбасой. В нынешней ситуации вводить поборы на этот базовый продукт питания, да ещё такого драконовского размера, примерно то же, что в период бурного роста цен на хлеб резко повысить налоги на зерно. Прежде всего какой в этом смысл, если народ сам, без всяких дополнительных поборов, давно и всё больше отказывается от колбасы.
Взглянем на данные Росстата. По ним продажи разнообразных колбасных изделий в РФ падают 10-й год подряд. Историческим пиком, расцветом колбасного дела, стал 2008 г., когда в России продали 2, 68 млн т колбасы, почти вдвое больше по сравнению с тощим в этом плане 2000 годом. С тех пор спрос на продукт постепенно снижался, в результате в 2017 г. в РФ продали только 2, 26 млн т колбасы. Это откат на уровень 2005 года. Конечно, колбаса по-прежнему – важный продукт, в форме различных колбасных батонов и палок в нашей стране потребляют примерно четверть всего мяса. Тем не менее колбаса постепенно стагнирует, тогда как потребление мяса как такового, в чистом виде, растёт, несмотря ни на что. За последние 10 лет общий спрос на мясо и птицу, вместе взятые, вырос с 5, 18 до 6, 5 млн тонн. Если сравнить с 2000 г., когда по ним насчитали смешные по нынешним временам 2, 86 млн т, он увеличился на 127%. Иными словами, мяса в России и выпускают, и съедают всё больше. Уже даже больше, чем нужно. По данным Минсельхоза, потребление мяса в России на душу населения в 2017 г. перевалило за 74 кг, это на килограмм выше медицинской нормы. Правда, как объясняют специалисты, рост потребления идёт исключительно за счёт курятины, потому что это самый доступный белок. Тогда как на других видах мяса люди вынуждены экономить всё больше.
Это, кстати, особо важный вопрос. Не секрет, в России гигантское социальное расслоение, почти на уровне худших образцов из Латинской Америки. Простыми словами, с 2014 г. народ в целом всё беднее, тогда как мизерная кучка богатых богатеет всё больше, прибрав к рукам почти весь национальный капитал. Как живётся простому народу последние годы, известно. Реальные доходы населения в 2014–2017 гг. упали на 9%, доля бедных подскочила почти до 14%. Цены на продукты питания за тот же срок, даже по официальным данным, выросли на 38%. В результате более половины работающего населения сейчас тратит на продовольствие большую часть доходов.
Как при этом отличается питание богатых и бедных? Как подсчитали эксперты, если сравнить 10% самых бедных и 10% самых богатых семей, окажется, что бедные в России едят на 35% больше мучного и хлеба, на 40% больше жиров. Наглядным результатом такого рода питания стал печально известный феномен «бедные и толстые». Зато хорошая говядина по факту давно превратилась в продукт для богатых. Это ещё ерунда, потому что богатые жуют в 5, 5 раза больше фруктов, вдвое больше овощей и рыбы (причём далеко не дешёвой). Вот он, реальный рацион российского неравенства.
Правда на разрез
Тем не менее даже о тени недоедания и т.п. в РФ речь не идёт, по факту в стране давно переизбыток основных продуктов. В том числе мяса (кроме говядины), которого навалом и даже с горой. Тогда что не так с колбасой, почему потребление падает?
Специалисты называют две причины. Прежде всего люди реально стали лучше следить за собой, стараются меньше есть не самые здоровые продукты. Колбаса, по крайней мере та, которая массово лежит на прилавках в РФ, в этом плане, конечно, далеко не подарок. «В погоне за снижением себестоимости колбасы и сосисок производители стараются максимально использовать животный жир, сокращая долю мясного белка. У большинства колбас более 25% жира, у деликатесных и сырокопчёных – до 45%», – объясняют эксперты. Самое обидное, безобразно жирные колбасы в основном – дань традиции. Во времена СССР мясо было жирное, потому что банально не было технологий, позволяющих массово выращивать скот с другим мясом. Какое было сырьё, то и шло в колбасу. Сейчас на дворе новый век, жирность и мяса, и колбасы научились регулировать очень тонко, её можно снижать почти до нуля, так же как делают в молоке. Только производители пока не рвутся за новыми технологиями, слишком дорого в производстве.
Вторая причина, конечно, – знаменитый колбасный кризис доверия. Тут замкнутый круг, потребители давно в курсе насчёт, мягко скажем, невысокого среднего качества недорогой колбасы. Население прекрасно осведомлено, что мяса там мало, зато набухивают химикаты и сою. По крайней мере соя, как и пальмовое масло, совершенно не вредны для здоровья, скорее наоборот. Не секрет и тот факт, что РФ массово закупает мясо кенгуру и буйволятину, которые в странах происхождения считаются продуктами условно съедобными. По кенгуру несколько лет назад мы поставили печальный рекорд, став крупнейшим мировым покупателем этого мяса.
Всё это тысячами тонн идёт в мясную переработку. Ещё ходят слухи, будто колбасу делают из картона. «Какой картон, это было бы слишком дорого», – хохочут пищевые технологи. В итоге спрос падает, производители, чтобы хоть что-то продать, наперегонки пытаются уронить цены ещё ниже, что в итоге вновь бьёт по качеству. О реальном качестве колбасы, где что у кого и как понакручено, написаны тысячи материалов, сняты сотни передач, повторяться нет смысла.
Важно другое – как всей страной выбираться из этой колбасной западни? Как объясняют эксперты, во-первых, нужны гораздо более жёсткие ГОСТы. Нельзя, как сейчас, негласно позволять комбинатам класть в продукт совсем что попало. Во-вторых, давно пора отрегулировать нормы по содержанию жира, потому что в колбасе это самое вредное. В‑третьих, когда в стране будет много качественного мяса по нормальным ценам, будет и хорошая колбаса.
Что точно, самое глупое, что тут можно сделать, – это ввести налоги на колбасу. Это будет двойным идиотизмом в нынешней ситуации, когда она и без того дорожает. С августа 2018 г. крупнейшие комбинаты дружно жалуются на безудержный рост оптовых цен на мясо, к концу ноября в опте свинина подорожала минимум на 35%, курятина – на 40%, говядина – на четверть. В итоге крупнейшие мясоперерабатывающие комбинаты втихую отправили обращение к правительству, где жалуются на дикое подорожание сырья и просят «с пониманием отнестись к скорому росту колбасных цен». Добавим к этому возможный медведевский колбасный налог в 160 руб. за 1 кг, чем кончится дело? Колбасу окончательно перестанут брать, по потреблению откатимся даже не в двухтысячный, а в дикие девяностые годы.