Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 39(632) от 4.10.2018 13+

Туманное будущее Российского космоса

, 19:48

До 1989 года советская космонавтика конкурентов не имела. Первый спутник. Первый космонавт. Названная американцами «Сатаной» ракета Р-36М. Опередившая минимум на 30 лет мировое развитие космонавтики ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия»…
А дальше – 30-летний провал. Сейчас о важности развития ракетостроения, о его роли в стратегической безопасности России, о его значении в развитии высочайших технологий наконец заговорили на высшем уровне. Задачу создания ракеты-носителя сверхтяжёлого класса (РН СТК) дважды поставил президент России В. Путин.

В ИЮЛЕ 2018 года руководителей «Роскосмоса» пригласил В. Путин, чтобы обсудить планы развития отрасли, конкретные решения, направленные на повышение эффективности корпорации. Президентом на этом совещании была поставлена задача: «реализовать ряд масштабных, значимых проектов. В первую очередь создания ракеты-носителя сверхтяжёлого класса» (РН СТК).

Создание РН СТК и есть важнейшее дело, важнейшая целевая программа не только ракетно-космической отрасли, но и всей научно-промышленной системы высоких технологий России. И ещё. Президент России поручил Рогозину при его назначении в «Роскосмос» «проводить грамотную кадровую политику… от этого зависит успех в космической сфере и её будущее».О необходимости бережного отношения к кадрам в ракетно-космической отрасли высказался и новый вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов. Что происходит на самом деле?

 

Как «Ангара» съела «Энергию»

17 мая 1987 года советская РН «Энергия» вывела в космос массогабаритный макет «Скиф-ДМ» весом свыше ста тонн. Это был макет боевого космического лазера. Задача, которую сегодня ставят перед космонавтикой сразу три мировые державы, у нас была выполнена ещё 30 лет назад. Вот как тогда был оценён старт «Энергии» экспертами США и Великобритании:

– СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными США;

– «Энергия» позволит Советскому Союзу создать систему орбитальных станций и воспретить без его разрешения вывод в космос любых полезных грузов;

– «Энергия» является тем самым звеном, которое во много раз повышает потенциал остальной космической техники.

Выходит, если бы Горбачёв не остановил в 1989 году программу «Энергия-Буран», то сегодня в космосе именно мы оставались бы мировыми лидерами и имели бы выполненными задачи, которые теперь ставятся президентом России аж на конец 20-х годов нового столетия. Вывод очевиден: главная целевая программа – восстановить РН «Энергия», естественно, с определёнными доработками на уровне современных технологий. В этом случае США и Китай по срокам реализации и по отсутствию практического опыта конкурентами России не являются. Именно поэтому 19 апреля 2013 года Президент РФ подписал Решение Пр-906 о создании РН СТК.

Совершенно логично, что вначале за основу РН СТК была взята РН «Энергия» с воронежскими кислородно-водородными двигателями основной ступени РД‑0120. Основное схемное отличие – замена единого бака центрального блока на три отдельных центральных блока со своим баком и своим двигателем РД-0120. Это позволяло ограничиться тремя двигателями вместо четырёх и упростить бак основной ступени. Блочная конструкция позволяла модели «3» и «6» делать из набора одних и тех же блоков, т.е. совместить первый и второй этапы создания РН СТК, и из тех же блоков создавать семейство любых ракетоносителей меньшего класса.

Выбор был политически, организационно, финансово и технически безупречен. Идеология, стратегия и концепция космической программы РФ с опорой на опыт создания РН СТК «Энергия» и сегодня представляются единственно верными по уверенности её реализации в опережающие сроки, по минимизации затрат, по обеспечению стратегической безопасности страны, по восстановлению лидирующих позиций РФ в освоении космического пространства.

Но практическую работу по реализации Пр-906 2013 года «Роскосмос» не начал. Не были созданы целевая комплексная программа и целевая система управления, а ресурсы расползлись по сусекам отдельных предприятий. За 5 лет не сделано ничего,кроме не связанных в единую систему эскизных набросков. Каждое предприятие, соревнуясь в трате средств, начало предлагать свою часть ущербной «стратегии» создания сверхтяжёлой ракеты, несовместимую с другими проектами. Появилось семейство «Ангара». Ряд её проектных решений вызывает большие принципиальные сомнения в их реализации. «Роскосмос» привлёк всю отрасль к поиску применения ракет «Ангара». Пять лет трезвонили об «Ангаре», убедили в её важности Путина, а делать ей в космосе нечего!

Работы над «Ангарой» ведутся Центром Хруничева. Результаты – нулевые. Но центр получил кредиты на 65 млрд рублей. Убыток в 2017-м – более 23 млрд рублей. Долговые обязательства центра – около 100 млрд рублей. Результатов нет, финансы в полной разрухе, руководители Центра Хруничева – под следствием.

Вопрос резонный: зачем проводить финансовое оздоровление бездельников, если у «Ангары» нет реальных целей? Предполагаемая кооперация Центра Хруничева с нормально работающим самарским РКЦ «Прогресс» – перекладка финансовых упущений с больной головы на здоровую. Предложение о проектной работе в Москве, а перенос производства опытных двигателей в Омск – грубейшее сверхзатратное организационное головотяпство.

 

СЛОВА и ДЕЛА наши…

Слова произнесены, превратятся ли они в дела? Вопрос к специалисту ракетного двигателестроения доктору технических наук Георгию Васильевичу КОСТИНУ. Он проектировал жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) для «Союза», «Протона», «Сатаны» и «Энергии», был председателем комитета Госдумы РФ по наукоёмким технологиям. Создавал экспериментальные базы отработки ЖРД в Воронеже, Загорске и Нижней Салде, руководил отработкой двигателей для «Энергии». Воронежский механический завод (ВМЗ) под его руководством за 13 лет освоил выпуск 6 новейших ЖРД:

– Ракетно-космическая отрасль, как важнейшая отрасль высоких технологий, не может развиваться иначе, не может привести к достижению целей, если не будет развиваться по целевому принципу.Долгосрочные целевые программы, целевое развитие науки, технологий и производства, целевая кадровая политика. Без целевого развития ракетно-космической отрасли СССР не было бы ни полёта Гагарина, ни «Сатаны», ни «Энергии». По принципам целевого развития работали команды Сергея Королёва, Валентина Глушко, Владимира Челомея, все службы ракетно-космической отрасли под руководством Петра Дементьева, Сергея Афанасьева, Олега Бакланова. Сегодня в «Роскосмосе» в целом и в любой организации, входящей в госкорпорацию, целевого принципа управления и развития нет и в помине! Рогозин вместо этого формирует «шарашку» из бюрократов в «Роскосмосе».

Начнём с рогозинского пиара: «Русский космос – венец самоидентификации нашего народа». Но тут же аварии, которых до этого не было. Разворовано строительство космодрома Восточный. Позорные сбои первых двух примитивных пусков с нового полигона. Угроблена экономика Центра Хруничева. Провал решений президента России о создании ракеты-носителя сверхтяжёлого класса! Продолжать?!

– Конечно!

– Указом Президента РФ от 29.01.2018 №32 «О создании космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса» головным исполнителем названа РКК «Энергия» во главе с Владимиром Солнцевым. В марте у меня состоялась с ним длительная беседа об этом указе. Видение Солнцевым проблемы создания РН СТК – и в вопросе применения на нём кислородно-водородных двигателей, и в организации работы отрасли – полностью соответствовало идеологии целевого создания РН СТК, то есть делу. Но он при этом упомянул, что основным противником идеологии Указа Президента был как раз тогдашний вице-премьер Рогозин. Через полгода Солнцева, взявшего на себя ответственность за реализацию Целевого проекта создания РН СТК, Рогозин уволил.

Но это – только начало. Приведу высказанное мне мнение одного из заслуженных работников РКК «Энергия»: «Роскосмос» взял в горячие объятия «Энергию», каждый день толпы визитёров, Рогозин накатывает каждую неделю. Реакция работников на это нашествие – додолбают, как Центр Хруничева. Народ разбегается или уходит с ответственных должностей, чтобы избежать дебильных репрессий».

Из РКК «Энергия» уволились ряд руководителей, в том числе первый заместитель генерального директора Игорь Радугин, по причине «созданных командой Рогозина неприемлемых условий работы». Директор ВМЗ Игорь Мочалин уволен по причине «нежелания» работать с ним руководителей «Энергомаша» и Центра Хруничева.

Можно назвать две причины этой людоедской политики «бригады Рогозина». С одной стороны, упразднение возможных конкурентов, с другой – разрушение Целевой программы создания ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, то есть нейтрализация Указа Президента РФ.

У менеджеров «Роскосмоса» действует логика: лучше объедки от малых заказов, чем ответственная стратегическая задача государственного масштаба с ответственностью за конечный результат и сроки.

–ГЕОРГИЙ Васильевич, вы говорите, что есть проект и ресурсы создания РН СТК с выводом в космос 100 тонн полезного груза уже в 2021–2022 годах. О нём что, никто в «Роскосмосе» не знает?

– Знают. Проект разрабатывался на предприятиях «Роскосмоса». Но чиновники госкорпорации и руководители ряда предприятий из местнических целей и собственной неспособности организовать создание изделия такого класса, этот проект успешно торпедируют. РН СТК уже создают в США и в Китае. Президент РФ объявил его нашей важнейшей задачей. Конкуренты единодушно считают, что сверхтяжёлый носитель должен выводить в космос вначале 100 тонн, на втором этапе – не менее 130 тонн. Целью РН СТК называют пилотируемые полёты к Луне и Марсу. Но таких полётов нужно один-два. И если их выполнят в одной стране, то для двух других они станут бесцельной тратой огромных ресурсов. Суть в том, что США, Китай и Россия, провозглашая мировой общественности мирные научные цели, имеют цели закрытые – создание и доставка на орбиты специальных объектов в интересах обороны.Российская РН СТК по эксплуатационно-техническим характеристикам должна быть лучше, чем у американского и китайского конкурентов, и создана раньше, чем успеют это сделать они. «Ангара-5» этим требованиям не соответствует. США планируют вывести в космос 100 тонн в 2022 году, 130 тонн – в 2031 году. Как можно согласиться с чиновниками «Роскосмоса» о создании сомнительной по техническим характеристикам ракеты-носителя на 6 лет позже США – к 2028 году? Тем более что в России есть «живой» проект и ресурсы для создания РН СТК с выводом в космос 100 тонн полезного груза не позже 2021 года, а 170 тонн – в 2026 году!

– Одной из причин отказа от создания РН СТК как преемника «Энергии» роскосмосовские двоечники называли невозможность восстановить производство кислородно-водородного двигателя РД-0120 в Воронеже…

-Главное для создания сверхтяжёлой ракеты всё-таки не в этом. ВМЗ до 1989 года поставил 40 товарных двигателей РД-0120. Из них 12 без замечаний отработали своё назначение, 28 были отправлены на ответственное хранение в организации «Роскосмоса». Пока найдено на складах 15 принятых военной приёмкой двигателей РД-0120, то есть трёхлетняя программа эксплуатации РН СТК по двигателям уже закрыта! Пуск РН СТК в 2021 году – объективная реальность. Не хотят? Почему?

– Удивительная вещь – 1 октября исполнилось 90 лет Воронежскому механическому заводу, базовому предприятию ракетного двигателестроения, а фанфар не слышно. Что происходит?

– ВМЗ по логике организационных бездарей сначала стал филиалом Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева. Сейчас долги Центра Хруничева легли и на филиал – ВМЗ. Покрывать нечем. И «эффективные» менеджеры нашли выход: передать ВМЗ в НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко. При передаче в «Энергомаш» ВМЗ будет уничтожен, а освободившуюся площадь в центре Воронежа продать на погашение долгов. И процесс пошёл! ВМЗ вливают в НПО «Энергомаш», где за последние 30 лет не сделано ни одной новой разработки. Всё сводится к «четвертованию» одного и того же двигателя, созданного ещё для «Энергии», – половина бюджета НПО приходит из США за продажу двигателя РД-180. В 2019 году договор с США расторгается. При этом на бесцелевую реконструкцию пермского завода «Протон» «Энергомаш» истратил втрое больше средств, чем требуется для восстановления производства РД-0120 на ВМЗ. А «Протон» фактически не работает и не имеет перспектив загрузки. И у руководства «Энергомаша» появилась сумасбродная и неосуществимая идея передать серийно освоенную продукцию ВМЗ на «Протон». Но для этого надо уничтожить ВМЗ. А сделать это можно только в том случае, если не восстанавливать на ВМЗ производство абсолютно необходимого для создания ракеты-носителя сверхтяжёлого класса двигателя-«водородника» РД-0120! Выход для чиновников прост и однозначен: энтузиастов – в шею, ВМЗ – на слом. Мотивы и действия руководства Центра Хруничева и «Энергомаша» по преступному уничтожению ВМЗ совпали.

– Вы готовы всё сказанное выше по «выпеканию булок сапожниками» доказательно довести до руководства страны?

– Готов, материалов достаточно. И другие могут. Но докладывать некому. Двоечники-менеджеры не будут слушать обо-
снованные технические и организационные аргументы. Их работа – с пеной у рта отстаивать систему своего бездельного благополучия.

Видимо, целесообразно заслушать предложение по ракете-носителю сверхтяжёлого класса на совещании у вице-премьера Юрия Борисова с обязательным последующим его докладом президенту. Руководителями предприятий «Роскосмоса» с 2013 года уже провалены два важнейших решения президента страны, чего ещё ждать? И остаётся главный вопрос: почему «Роскосмос» и его глава лгут президенту и гражданам России, предлагая сомнительный вариант создания РН СТК к 2028 году, а не реальный к 2021 году?

Дорогие труженики Воронежского механического завода!

Поздравляю коллектив орденов Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции Воронежского механического завода, руководство и профсоюзный комитет с 90-летием!

Дорогие труженики Воронежского механического завода! ВОРОНЕЖСКИЙ механический завод внёс весомый вклад в Победу нашей Родины в Великой Отечественной войне надёжными авиационными двигателями.

В 1950-х годах завод начал изготовление принципиально новой продукции высочайших технологий – производство ракетной техники. Каждые два года рабочие, инженеры и учёные Воронежского механического завода осваивали новый ЖРД. Другие 7 заводов, выпускавших ЖРД, тратили на освоение нового двигателя от 5 до 7 лет. Более полувека изготовленные на ВМЗ двигатели обеспечивают вывод в космос пилотируемых кораблей и осуществляют недоступные другим странам грузовые космические перевозки.

Воронежский механический завод создал единственный в мире уникальный двигатель, названный заводчанами «Утопленником», который позволил создать ракету-носитель СС-20 с разделяемыми головками, доставляемыми к целям вне зависимости от любых средств защиты. Более 30 лет СС-20 защищает нашу Родину, и недаром американцы назвали её «Сатаной».

В труднейшие времена горбачёвско-ельцинского разрушения промышленности Воронежский механический завод выстоял, освоив ряд уникальной, в том числе не имеющей мировых аналогов, гражданской продукции.

К сожалению, в последние годы руководство завода не обеспечило его загрузку продукцией высоких технологий и сохранение коллектива. Особо вредным оказалось превращение завода, входившего в десятку лучших машиностроительных предприятий страны, в филиал разворованного и не имеющего перспективных заказов ГКНПЦ 
им. М.В. Хруничева. А затем – в холдинг с давно не создающим новые двигатели НПО «Энергомаш».

Президент РФ с 2013 года ставит задачу создания стратегически необходимой для защиты страны ракеты сверхтяжёлого класса. Но эта задача уже была выполнена в 1987 году ракетой-носителем «Энергия»! С созданным на ВМЗ не имеющим мировых аналогов кислородно-водородным двигателем РД-0120!

Чтобы выполнить Указ Президента РФ от 19.01.2018 №32 о создании ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, абсолютно необходимо восстановление производства этого двигателя. А сделать это можно только на Воронежском механическом заводе.

Российским учёным Владимиром Семёновичем Леоновым создан макет квантового двигателя (КвД). Испытания по программе ВМЗ и РКК «Энергия» показали, что его удельные характеристики существенно превосходят параметры самого совершенного ЖРД. Создание гибридного двигателя ЖРД+КвД позволит снизить стартовые затраты в несколько раз. Изготовление гибридного двигателя планировалось осуществить на ВМЗ.

К сожалению, руководители «Роскосмоса», Центра Хруничева и «Энергомаша» этих задач или не понимают, или к их решению не способны, или отвергают ради сохранения бюджетных подачек своим, не обеспечивающим стратегические государственные интересы, предприятиям. Но выполнить эти мелкокорыстные задачки можно только за счёт разрушения Воронежского механического завода. Отсюда все последние беды ВМЗ.

Я верю, что руководство завода жёстко защитит Воронежский механический завод. Поставит перед руководством страны требование выполнить Указ Президента РФ №32 и, как условие этого, – сохранить Воронежский механический завод. Верю, что коллектив не останется к этому равнодушным.

Да свершится 100-летие ВМЗ!
Я в это верю. Ваш Георгий Костин

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram