Аргументы Недели → Экономика № 35(628) от 06.09.18 13+

Теневой бюджет России

, 20:01 , Обозреватель отдела Экономика

Чиновники напускают всё больше тумана, проще говоря, всё больше секретят всё что ни попадя. Если бы речь шла только об оборонных или разведывательных данных. Под грифом секретности скрыта уже почти пятая часть госбюджета. Можно отчасти понять, почему в 2018 г. цензурой замазаны 66% всех госрасходов на национальную оборону и 38% трат на безопасность. Заодно втихую ухитрились засекретить почти 7% трат на экономику, также 30-ю часть расходов на образование и медицину. Апофеозом стремления к скрытности стал сентябрьский поступок Росстата. В сентябре 2018 г. он впервые в истории засекретил почти 5% ВВП. Это ни много ни мало 4, 1 трлн рублей.

Дай триллион!

Как шутят некоторые эксперты, уровень секретности федерального бюджета растёт такими темпами, что в нём может не остаться вообще никакой открытой информации, кроме названия. А потом от греха закроют и от публичного доступа. О некоторых вещах болтать и правда не стоит. С другой стороны, чем больше секретности, тем проще скрывать некомпетентность, разгильдяйство и воровство.

Вот один из самых скандальных примеров. В ноябре 2017 г. указом председателя правительства Дм. Медведева госкорпорациям было внезапно даровано право по собственному усмотрению секретить данные о закупках. Видимо, в ходе общественного изучения этих, порой чрезвычайно занимательных цифр, всплывало слишком много информации, неудобной для иных влиятельных лиц.

Теперь, после санкционированного премьером очередного раунда ужесточения режима секретности, можно только догадываться, что происходит в начальственных кабинетах, лимузинах и вертолётах. Хорошо, пока хотя бы остались данные, кто и насколько закупает. Их ещё можно публиковать, не рискуя свободой. Итак, в 2017 г. одним из крупнейших закупщиков страны оказалось РЖД с 997 млрд рублей. Удивительно, но вроде бы сказочно богатый «Газпром» потратил на закупки лишь 383 миллиарда.

 

Гриф на грифе

Увы, тенденция всеобщая. «Секретная часть бюджета планомерно разбухает с 2008 года. Сейчас треть из почти пяти десятков различных приложений к бюджету стоят под грифом «Секретно» или «Совершенно секретно». На обсуждение проекта бюджета в Минфине сторонним специалистам стало сложно попасть, вход открыт только экспертам, имеющим доступ к секретной информации», – рассказывают осведомлённые лица.

Бюджет, в котором красуются одни пробелы, похож на страшный сон, который стал явью. Слишком легко стало закрывать информацию, которая вообще-то является народным достоянием. По закону о гостайне руководители профильных ведомств могут по своему усмотрению засекретить любую военную, научную или экономическую информацию. Достаточно заявить, будто её публикация угрожает национальной безопасности.

Власти предержащие активно используют эту возможность. Как подсчитал Институт экономической политики, за последние несколько лет доля секретных расходов госказны увеличилась почти в 2 раза (с 10, 5 до 18%). Поскольку бюджет теперь утверждают трёхлетний, уже сейчас ясно – в следующую трёхлетку уровень закрытости госрасходов подскочит до 25%. Россия станет мировым чемпионом по секретности бюджетных трат.

Конечно, самые закрытые расходы – на госбезопасность. Их секретят почти на 99%. Но это можно понять. Труднее представить, почему на втором месте оказались ассигнования на пограничную службу (скрыты под грифом на 87%). Всего только за три ближайших года под прикрытием режима секретности потратят более 10 трлн федеральных рублей.

Для сравнения. В США секретны только 2% федеральных расходов и 8% военных. Конечно, существует знаменитый «чёрный бюджет» ЦРУ, который оценивают в 53 млрд долл., понятно, что многие миллиарды оборонных ассигнований Вашингтон размазывает по гражданским статьям и т.д. И всё же в целом государственные траты там примерно в 10 раз прозрачнее, чем в РФ. Например, там не только публикуют точное число сотрудников оборонных и силовых структур, в придачу поштучно раскрывают количество граждан, имеющих доступ к гостайне (в 2017 г. – 854 тыс. человек). У нас расклад совсем другой. Сколько людей служит в СВР, ФСБ и ФСО – тайна. Даже те эксперты, которым известны точные цифры, на публике намеренно дают оценки с громадными разбросами. Например, про ФСБ принято говорить: от 80 до 200 тыс. человек, про СВР – от 5 до 15 тысяч. У ФСО, по данным открытых источников, то ли 10, то ли 30 тыс. сотрудников. Единственное, что известно точно, так это число лиц, осуждённых в России за раскрытие гостайны. Их, кстати, совсем немного, хотя год от года всё больше. Скажем, в 2010 г. по этой статье осудили 12 человек, в 2014 г. было 18 дел, в прошлом году – 28. Наверное, самое шумное из недавних – прошлогоднее дело гендиректора «Силовых машин» Р. Филиппова, которого обвинили в разглашении гостайны и задержали на рабочем месте. Говорят, история была как-то связана с известным скандалом вокруг германских турбин, которые, несмотря ни на что, Россия установила в Крыму.

С другой стороны, в ЕС, несмотря на все публичные разглагольствования, например, спокойно засекретили расходы на многие королевские дворы. Китай, у которого второй по величине оборонный бюджет на планете, тоже известен порядочной закрытостью госрасходов. Среди аналитиков стало общим мнение, что декларируемые китайскими властями официальные цифры, прежде всего по военным тратам, имеют мало общего с реальными. Впрочем, это не мешает разнообразным международным агентствам вести детальную ежегодную роспись настоящего оборонного бюджета КНР.

 

Тайны Лубянки

Не секрет: именно под военных и спецслужбы написан российский закон о гостайне. Многие считают его слишком расплывчатым. Например, документ установил табу даже на информацию о планах развития вооружённых сил и обновления военной техники. Заодно навесил покров тайны над объёмом оборонного заказа.

Такая сверхсекретность, конечно, во многом удобна, в том числе в бытовом плане. Вот пример из области несекретных операций. Скандал разразился летом 2011 г. вокруг перестройки Службой госбезопасности своего знаменитого здания на Лубянке. Дом так окутали строительными лесами, что только через год после начала работ городское архитектурное ведомство разглядело, что к зданию пристраивают сверху два кирпичных яруса и даже что-то вроде вертолётной площадки. Без всякого согласования. К тому же к историческому ансамблю, памятнику архитектуры федерального значения.

Ладно спецслужбы. У нас наглухо засекретили некоторые сугубо гражданские пункты бюджета. Даже те, для которых закон о гостайне делает особое исключение. Скажем, по закону нельзя закрывать информацию о здоровье первых лиц государства. Именно поэтому, каждый раз когда премьер Дм. Медведев загадочным образом исчезает из публичного пространства, его помощники обязаны выкручиваться и вынуждены давать не особо убедительные комментарии. Когда в августе 2018 г. он испарился аж на две недели, объявили о некоей спортивной травме. Хотя известно, что, кроме бадминтона, Дмитрий Анатольевич вроде ни во что не играет. Но, появившись на публике, все заметили огромные мешки под его глазами и замедленную речь.

Между прочим, также законом запрещено скрывать от народа данные о численности населения и сельском хозяйстве. Нельзя утаивать данные о природных катастрофах и, что особо важно, преступлениях чиновников. Долгое время по старой традиции были государственным секретом реальные запасы углеводородов, алмазов, золота и платины. Но это давно превратилось в секрет Полишинеля и ситуация выглядела абсурдной. Скажем, в своё время владелец лицензии на огромное Олимпиадинское месторождение золота, с разведанными запасами более 800 т, остро нуждался в деньгах для освоения. Когда он готовил отчёт для будущих инвесторов, рассказывая о своих ресурсах, из-за секретности вынужден был ссылаться на оценки американских источников.

Сейчас гриф снят. Хотя и тут не обошлось без масштабной чиновничьей катавасии. Когда президент В. Путин подписал указ о рассекречивании запасов жёлтого металла, в ответ Минфин и Минприроды его дружно проигнорировали, с реальным раскрытием тянули три года. В итоге в своё время это сильно затормозило развитие золотой индустрии.

С золотом и алмазами как-то разобрались, но в рукаве Минприроды осталось немало козырей. Например, тайной за семью печатями остаются реальные разведанные ресурсы нефти, газа и ценных металлов. Особая тайна за семью печатями – загадочные научные исследования в области национальной экономики. Казалось бы, что тут скрывать? Как объясняют эксперты, различные министерства заказывают на стороне многочисленные научные разработки. Казна выделяет на эти труды в общей сложности до 35 млрд руб. в год. При этом никто, кроме ведомственных заказчиков, не видит ни секретной, не открытой части многомиллиардных изысканий. Их просто не публикуют.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram