Правительство подвело итоги освоения самых северных рубежей. В гонке за Арктику мы опережаем Японию, Южную Корею и КНР, но многое предстоит подтянуть.
ЛЕТНИЙ интерес государства к Северу не случаен, потому что такое масштабное событие, как северный завоз, традиционно начинается в июне. Заодно появился повод подбить годовые итоги. Итак, в 2017 г. по Северному морскому пути, о котором сейчас столько разговоров, перевезли всего 17, 4 тыс. т грузов. Это равно вместимости единственного крупного транспортного судна. Как отмечают эксперты, работа флота на этом направлении пока организована плохо. Реально на провод судов работают только два-три ледокола из парка в 12 таких судов. Остальные нередко стоят на обслуживании или в ремонте. Второе упущение – несмотря на обещания правительства, побережье российской Арктики до сих пор не получило давно обещанную цепочку современных транспортных портов.
Зато авиация на Севере, как обычно, сработала на пятёрку. За год по воздуху перевезли 4 млн человек, это почти 10% от всех внутренних российских авиаперевозок. Также в города Арктического пояса самолётами доставили 40 тыс. т грузов, это 15% воздушных грузоперевозок РФ. Всего в регионах Арктического пояса 88 аэродромов и 200 посадочных площадок (правда, 90% грунтовые). В Мурманской области 41 аэродром, в Чукотском АО – 33, в Ямало-Ненецком – 19 авиаплощадок. Здесь основная цель на ближайший год – срочно закончить восстановление стратегически важного аэродрома Диксон в Красноярском крае. Это единственный аэропорт, соединяющий центр Арктической зоны с Большой землёй. Его существование поддерживает служба обеспечения одноимённого посёлка. Раньше в Диксоне было 6 тыс. жителей, сейчас всё население – несколько десятков метеорологов и пограничников. К счастью, в бюджете на 2018 г. нашлись средства – ключевой для Крайнего Севера транспортный пункт получит вторую жизнь.