Асфальтовые замки
№ () от 4 июля 2018 [«Аргументы Недели », Алексей ПАВЛОВ ]
На транспортный цех может пролиться небывалый золотой ливень. Государство в очередной раз решило собраться с силами и разорвать порочный дорожный круг. На этот раз на великую битву за хорошие трассы обещают бросить ошеломляющие средства.
САМУЮ важную цифру озвучил лично президент России. Как сообщил В. Путин, если в предыдущие шесть лет страна вложила в строительство дорог 6, 4 трлн руб., в следующие шесть – с 2019 по 2024 г. – на это направят 11 триллионов. Расходы феноменальные по любым меркам, сумма сравнима с годовым бюджетом страны.
Другое дело, даже таких сумасшедших денег может не хватить, чтобы привести дорожную сеть в порядок. Что у нас происходит с транспортом, если взять состояние прямо сейчас? Самих по себе транспортных средств за последнее десятилетие прибавилось радикально. Скажем,[end_short_text] если в 2008 г. в России было 32 млн легковушек, в 2018 г. насчитали 45, 2 миллиона. Число автобусов за десятилетку вымахало почти трёхкратно, с 64 до 174 тысяч. По грузовикам по разным причинам прирост скромнее, тем не менее прибавка к парку достигла почти миллиона штук, сейчас в РФ 6, 3 млн грузовиков.
Первое, что бросается в глаза, вся эта бешено разрастающаяся транспортная орда в целом так и колесит по старым трассам. Недавно Росавтодор назвал интересную цифру, там подсчитали итоги дорожных строек последних 28 лет. Оказалось, за весь период с 1990 по 2018 г. стараниями многочисленных сменявших друг друга кабинетов министров главный транспортный показатель, плотность дорог в пересчёте на всю страну, вырос только на 15%. В 1990 г. в России было 38 км каких бы то ни было дорог с твёрдым покрытием на каждую тысячу квадратных километров территории. Сейчас 44 километра. При том, что автопарк за эти 28 лет вымахал в 6, 5 раза. Есть другая интересная цифра – длина дорог с твёрдым покрытием в пересчёте на 1 тыс. жителей. Тут у нас тоже приличное отставание, если в Европе, США и Японии по 10–15 км на тысячу населения, в РФ – только 5, 3 километра.
Кроме количества дорог проблема, как водится, в качестве. Названные в послании президента 6 трлн руб. потратили в основном на то, чтобы привести в чувство парадное лицо дорожной отрасли, сеть федеральных трасс. Задачу явно упрощало то обстоятельство, что эта сеть почти не росла, 10 лет назад в России было 48, 8 тыс. км федеральных дорог, сейчас практически столько же и осталось. Даже тут успехи федеральных дорожных деятелей неоднозначны. С одной стороны, к концу 2017 г. до нормы качества подтянули 78% (39 тыс. км) федеральных дорог. С другой стороны, если взглянуть на разрез по регионам, не везде всё красиво. Да, в паре десятков регионов дороги действительно подтянули. Как насчитал Росавтодор, на Чукотке, в Северо-Западном округе, в Самарской, Саратовской, Вологодской, Псковской и Мурманской областях качественных федеральных трасс уже 90–98% от общей протяжённости. Лидер по стране – Петербург, где 99, 5% федеральных дорог хорошего качества, вторая, что интересно, Владимирская область с цифрой 99, 12%.
Вот только, несмотря на триллионные траты, даже тут далеко не везде парад-алле. На Сахалине под федеральным флагом только 40, 6% хороших дорог, в Тыве – 43%, в Пермском крае – 44%. В списке отстающих – Кемерово, Удмуртская Республика, Магадан, всё Приморье. Полная катастрофа с дорогами в Еврейской автономной области, там качественных федеральных трасс только 5, 8%.
Если у федералов с их беспрецедентным парадным бюджетом не всё путём, что говорить про региональные трассы. Тут финансирование целиком висит на местных властях. Они часто воспринимают дорожный фонд как кубышку на чёрный день. Даже если деньги на трассы были в бюджете, нередко их используют в качестве авральной меры, перебрасывая на горящие расходы. Результат наглядно виден при пересечении границ регионов. В Белгородской области каким-то образом добились, чтобы хотя бы 65% дорог были приличного качества. Но, как только въезжаешь в соседнюю Курскую область, где местные власти уронили показатель до 43%, многие пути сразу превращаются в рытвины. В Пермском крае, несмотря на долги и другие проблемы, местные дороги привели в чувство на 55%, тогда как в Курской области, где показатель один из худших в стране, только на 22%.
Хотя, даже если губернаторы не профурыкают дорожные деньги, по пути к месту назначения им ещё предстоит основная битва. Главный дорожный бич в РФ – по-прежнему воровство. Какая разница водителям, сколько дали власти, если две трети средств превращаются не в хорошие дороги для всех, но в личные лимузины, яхты и особняки для отдельных чиновников. В целом, по оценке экспертов МАДИ, при местном что муниципальном, что региональном строительстве дорог у нас по-прежнему разворовывают до 70% средств. Говорят, это невиданно много даже для стран, где бюджетное воровство процветает пуще нашего. По независимым оценкам, в Бразилии воруют половину государственных дорожных денег, в Китае – от трети до четверти. Российские строители жалуются, мол, даже при возведении муниципального жилья и то откаты заметно меньше дорожных, там уходит налево 30–40%. В итоге, как показала скандальная практика, на оставшиеся крохи несчастные работяги вынуждены строить так, что дождями размывает даже парадные автотрассы, возведённые к Олимпиаде в Сочи и саммиту АТЭС в Приморье.
Что в итоге? Первое, на что будем надеяться, названная президентом сумма вливаний в дорожное строительство действительно в итоге окажется такой огромной, как сказано. Потому что в предыдущий раз тоже обещали много, дали куда меньше. Согласно отчётам федерального казначейства, начальный бюджет федеральной программы «Развитие транспортной системы» в 2013–2017 гг. похудел на 26%, из него вычли 215 млрд рублей.
Второе – давно пора навести порядок с дичайшим воровством дорожных средств в регионах. Нет сомнений, компетентные органы в курсе, кто, где и сколько ворует, эта работа в РФ делается отлично. Не помешало бы устроить самым зарвавшимся пару-тройку десантов федеральных силовиков на места, с громкими арестами типа дагестанского. После этого в губернаторских кабинетах очень многие призадумаются, глядишь, возьмутся за реальную работу. Как-никак, по дорогам на кону 11 трлн, ради этого стоит постараться. Глупо, если 7, 7 трлн руб. из них украдут.