Куда толкают россиян?
№ () от 6 июня 2018 [«Аргументы Недели Иркутск», Олег Усов ]
Ежедневные новости приносят новые малоприятные сюрпризы для жителей Приангарья. То регион в числе лидеров по стоимости топлива на АЗС, то теперь энергетики вознамерились решить санкционные проблемы за счет Иркутской области. Так, в качестве одной из льгот, которую En+ запросила у Правительства РФ, — поднятие тарифов для населения Приангарья для сокращения перекрестного субсидирования. Выгода для энергетиков, по предварительным расчетам, составит до 3 млрд рублей в год. А вот о последствиях реализации этой меры для региона авторы инициативы предпочитают умолчать.
50 рублей не за горами
Неблагоприятные прогнозы о грядущем росте стоимости топлива в России эксперты озвучивали еще с февраля. Резкий скачок в цене барреля нефти и выросшая цена на экспортном направлении, по словам аналитиков, объективно требовали аналогичного разгона цен в рознице. Однако приближающиеся тогда президентские выборы по обыкновению поставили рынок в режим «ожидания», снятый, по сути, с апреля.
В итоге буквально сразу же, в апреле, цены на бензин в Иркутской области поднялись на 1,26 рубля, или на 3,1%, подсчитал Росстат. По сравнению с мартом, отмечали аналитики, в среднем по России стоимость бензина выросла на 13%, дизтоплива — на 5%. А в целом в 2018 году темп роста цен на ГСМ уже в три раза превысил прошлогодний. И останавливаться на этом, видимо, не намерен.
«Такими темпами и до 50 рублей, о которых мы говорили в начале года, рукой подать», — говорит старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова и добавляет: «Есть несколько вопросов по поводу происходящего. Например, почему ФАС допустила столь масштабный рост стоимости топлива повсеместно? Почему розничные компании поднимают цену резко, скачками, а не плавным пересмотром цены — это было бы логично, население бы «проглотило» такую динамику спокойнее. И финальный — почему финансовые ведомства не комментируют данные по инфляции, которая «бумажно» за майскую неделю росла на 0,1%, а фактически — на все полпроцента? Этот вопрос, впрочем, носит риторический характер».
А ФАС все предупреждает…
Тем временем по стране прошли акции протеста, которые, впрочем, особой «шумихи» не создали. В Иркутске несколько автомобилистов то ли блокировали въезд на АЗС на Байкальской, то ли просто остановились там из-за поломки (как было заявлено в СМИ). Митинги посолиднее прошли в Новосибирске, Омске, Хабаровске. В Иркутске официальная акция протеста заявлена на 7 июня (ожидается не менее тысячи человек).
Но все же масштаб не тот, признают в многочисленных обсуждениях в интернете сами автовладельцы. В итоге мессенджеры и форумы «завалены» призывами «пересилить паразита внутри себя» и бойкотировать АЗС, не заправляясь в выходные дни. Еще одним активно распространяемым мотиватором стал пример Германии, где «всего через час после повышения цен на топливо граждане бросили больше миллиона машин на дорогах и просто пошли домой». «Правительство осознало ошибку и снизило акциз», — приводится хэппи-энд в сообщении.
Осознало ли ошибку российское правительство, не известно, но акцизы тоже снизило. Привели в действие чиновники и ряд других мер. Правда, их эффективность аналитики оценивают очень сдержанно.
Так, вице-премьер РФ Дмитрий Козак потребовал на ряде совещаний от крупных топливных компаний удержать цены на уровне 30 мая. И те ему, естественно, это пообещали. Параллельно ФАС начала требовать от нефтяников сократить экспорт бензина и насытить внутренний рынок. Но официальное предупреждение регулятор направил только «Роснефти». Премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании 4 июня и вовсе ограничился призывом к нефтекомпаниям «не проявлять эгоизм».
Единственным реальным шагом к решению проблемы называют снижение акцизов на топливо, которое к тому же было перенесено с планировавшегося 1 июля на 1 июня. Согласно ему, нефтяники получили снижение стоимости акцизов на бензин — на 3 тыс. рублей на бензин и на 2 тыс. на дизтопливо с тонны. 1 июля вместо ожидаемого повышения акцизов нефтяники могут получить снижение еще на 700 рублей.
Между тем пока покупатели бензина на заправках не почувствовали улучшений. «Сокращения цены ждать не стоит, — комментирует Анна Бодрова. — Максимум, на что можно рассчитывать — это на стабилизацию стоимости. Новая волна подъема цены — если, конечно, глобальный рынок нефти не преподнесет сюрпризов в виде новых ценовых рекордов — придется на начало осени. Для того чтобы в России перестали расти цены на бензин, нужно, чтобы правительство перестало качать максимум из кошельков потребителей. А это, к сожалению, совсем не наша история».
Кто поможет Дерипаске?
В России, надо сказать, принято качать максимум из наших с вами кошельков. Последние события в сфере энергетики тому прямое подтверждение. Напомним, в конце мая стало известно, что En+ Group направила вице-премьеру России Дмитрию Козаку просьбу о предоставлении ей льгот на энергорынке. Повод — введенные в отношении компании санкционные ограничения США.
В Иркутской области группа Дерипаски просит повысить тарифы сетей для жителей, чтобы уменьшить перекрестное субсидирование. Здесь самые низкие энерготарифы в РФ, объясняет компания инициативу: 1,01 рубля за 1 кВт•ч при средних 4,3 рубля за 1 кВт•ч. Эффект En+ оценила в 3 млрд руб. в год. Кроме того, обосновывается и необходимость снятия с «Русала» обязательства по платежам в рамках договоров на поставку мощности. Согласно оценкам «Русала», только в Сибири это повлечет за собой повышение стоимости на энергоносители на 12%, при этом сэкономив предприятию в среднем от 13 млрд до 18 млрд рублей. Также En+ хочет, чтобы «Русал» освободили и от надбавки к энергоценам, чтобы снизить дальневосточные тарифы. Специалисты группы предполагают, что это сбережет им от 1,9 млрд до 3 млрд рублей ежегодно. В итоге суммарно Группа En+ сможет сэкономить порядка 20 млрд рублей. А Сибирь столкнется с небывалым повышением стоимости электроэнергии. Такое одностороннее льготирование позволит сохранить функционирование рынка электроэнергии в Сибири, а также рабочие места на заводах «Русала», упирают в самой компании, прибегая, по сути, к шантажу.
Комментарии от федеральных чиновников пока очень размыты. Так, «ТАСС» со ссылкой на некоего представителя Дмитрия Козака пишет, что уже «дано поручение Минэнерго, Минпромторгу, Минэку, Минстрою, Минприроды, Минфину, ФАС совместно проработать и внести согласованные предложения в правительство». Сроки рассмотрения предложений информагентство не называет, поясняя только, что окончательное решение должно быть принято в июне.
Удар током
В Приангарье бурное обсуждение возможных энерготарифов не умолкает вторую неделю. Губернатор Сергей Левченко считает, что у региона «есть много возможностей [выйти из положения], кроме предложения En+». «Мы будем обсуждать эти предложения. Думаю, что они также для нас не подходят. Но это совсем не значит, что мы должны спокойно взирать на то, как «Русал» будет выходить из этой ситуации. Поэтому я руководству «Русала» и Еn+ предложил, чтобы мы вместе обсуждали социальные последствия происходящего, — комментировал Левченко новость. — Мы договорились с Олегом Владимировичем Дерипаской, он был у меня пару недель назад, что подведем определенные итоги периода санкций в июне, затем встретимся в конце сентября и постараемся найти выход».
Более резко и предметно высказался депутат Госдумы от региона Михаил Щапов, предложивший передать «Иркутскэнерго» в собственность Иркутской области.
«Жители Приангарья имеют полное право пользоваться электроэнергией на льготных условиях. И уж точно у них не меньше прав на эту электроэнергию, чем у купившего гидроэлектростанции по остаточной стоимости бизнесмена. Поэтому на любое повышение тарифов в интересах структур Олега Дерипаски должен быть наложен категорический запрет», — подчеркивает депутат.
Между тем эксперты уже проводят предварительные расчеты последствий такого «спасения» Дерипаски. Директор Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева ИНЦ СО РАН Валерий Стенников озвучил в СМИ трехкратное повышение стоимости электроэнергии для населения Приангарья. Пострадает и малый бизнес региона. В итоге, подчеркивает заведующая отделом региональных экономических и социальных проблем ИНЦ СО РАН, профессор Наталья Сысоева, заплатить за такую «льготу» придется всем: «Однозначно это приведет к повышению цены на продукты и потребительские товары, поскольку электроэнергия заложена в производственных издержках. Возможно, на небольшой процент, но вместе с происходящим ростом стоимости бензина и, соответственно, ростом транспортных издержек доплатить придется всем».
В Агентстве инвестиционного развития Иркутской области напоминают и о еще одной стороне этой медали: «Самая дешевая в России электроэнергия зачастую становится ключевым фактором при принятии решения по вложению инвестиций в проект. Вероятнее всего, рост тарифов замедлит и сроки реализации уже запущенных в работу проектов», — прокомментировали АН в департаменте инвестиционных проектов агентства.
Услышит ли правительство доводы Приангарья? Наверное, если эти доводы станут единой, аргументированной и сплоченной позицией всего региона: и власти, и населения. Пока опрошенные АН эксперты сомневаются, что такую позицию удастся сформировать. «Общество разобщено и не организованно. Но бывают такие ситуации, когда что-то допекает», — говорит Наталья Сысоева. Станет ли рост цен на бензин и возможная корректировка коммунальных тарифов той самой последней каплей? АН будет следить за развитием событий. Пока же, как говорится, «Васька слушает да ест».