> 60% федерального бюджета создают всего 4 субъекта РФ - Аргументы Недели

//Экономика 13+

60% федерального бюджета создают всего 4 субъекта РФ

31 мая 2018, 20:35 [ «Аргументы Недели» ]

Централизация власти и финансовых потоков – явление для России традиционное. Оправдывая нынешний виток централизации, власть уверенно стоит на том, что спасла страну от распада в конце 1990-х, взяла под контроль коррупцию на местах и аккумулировала средства для важнейших реформ. И в этом есть доля истины. Ни один экономист не станет спорить, что определённая степень централизации необходима для успешного старта преобразований.

Благодаря централизации правительство РФ сумело аккумулировать достаточно средств, чтобы провести реформу МВД и перевооружить армию, подготовиться к Олимпиаде в Сочи и футбольному мундиалю, построить Керченский мост и космодром Восточный, сделать шаг в сторону инновационной экономики в «Сколково» и «Роснано», запустить программу материнского капитала и телефонизировать деревни. И уже другой вопрос, насколько оправданы все эти астрономические траты. И стоит ли ради гордости за новый танк «Армата» закрывать сельские школы? И не превратилась ли нынешняя централизация в контроль ради контроля?

Сегодня многие заговорили о предоставлении регионам больше прав, в том числе и на часть собранных налогов. Но говоря о перераспределении налогов вниз, нужно иметь в виду, что 60% федерального бюджета создают всего 4 субъекта: «нефтяной» Ханты-Мансийский автономный округ (28%), «газовый» Ямало-Ненецкий (10%), Москва (17%) и Петербург (5%). Всего регионов-доноров из 85 не более полутора десятков: также «нефтяные» Сахалин, Томск, Оренбург, Ненецкий округ, промышленные Татарстан и Пермь плюс неожиданно примкнувшая к ним Калуга. В федеральный бюджет поступают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который обеспечивают ведущие регионы добычи нефтегазовых ресурсов, и налог на добавленную стоимость (НДС), концентрирующийся там, где больше всего конечных потребителей: в агломерациях федеральных городов. Сейчас у Ханты-Мансийска отбирают 85% собранных налогов, и если просто перераспределить доходы вниз, как было при Ельцине, то богатые станут богаче, бедные – беднее.

Подавляющее большинство российских регионов получает из центра в виде субсидий больше, чем отдаёт. Проблема в том, что быть «регионом-двоечником» выгодно.

Подробности читайте в свежем номере "Аргументов недели".

ПВ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте