Аргументы Недели → Экономика № 8(601) от 1.03.18 13+

Тёмная сторона бюджета

, 20:59

В федеральном бюджете на 2018 г. вроде бы всё благостно: например, увеличены расходы на медицину и образование. Подрезали даже траты на оборонзаказ, считавшийся главной «чёрной дырой». Тем не менее общий дисбаланс сохранился: 37, 4% бюджета – на содержание силовиков и чиновников, а на здравоохранение с образованием – всего 6, 8%, что для развитой страны немыслимо. Полностью исчерпан Резервный фонд. Но самое тревожное в том, что официальные макроэкономические показатели перестают вызывать доверие, а строить на их основе серьёзный анализ – очень сомнительная затея.

Высокая печать

В 2018 г. расходы казны остались на уровне предыдущего года – 16, 5 трлн рублей. Зато запланированные доходы выросли сразу на 1, 5 трлн – до 15, 1 трлн рублей. Где-нибудь в Норвегии обыватель обрадовался бы и выпил стаканчик грога: значит, нефть подорожала и дела пошли на лад. Однако ничего подобного: в базовом прогнозе Минфина на 2018 г. заложена цена 43, 8 долларов за баррель – значительно ниже текущей. Да и с промышленностью в стране не очень: ноябрьский спад производства на 3, 6% по сравнению с ноябрём 2016 г. сильно напугал экспертов. Такого не было с 2009 года. И хотя по итогам года нам обещают рост в 1, 3%, в последние 5 лет Россия отстаёт в динамике развития не то что от передовых стран, но и от среднемировых темпов роста. Таких тенденций у нас не было аж с 1990-х годов.

И с чего же тогда ожидать лишние 1, 5 триллиона? В октябре 2017 г. ситуацию прояснил глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин: дескать, планируется увеличить нагрузку на бизнес. В 2018 г. вырастут акцизы на топливо, на 15% поднимут утилизационный сбор на автомобили, введут 7%-ный сбор на средства производства тяжёлого и энергетического машиностроения, вдвое повысят плату за использование лесов и т.д. И радоваться тут нечему: во-первых, нагрузка на бизнес в России и так выше, чем в странах Евросоюза, с которыми предлагается конкурировать. Всем давно понятно, что разорение отечественных капиталистов и рабочему классу ничего хорошего не сулит. Во-вторых, вдвое повышенная плата за использование лесов тут же скажется на цене древесины.И машина дров для деревенской старушки будет стоить не одну её месячную пенсию, а две.

И как тут не вспомнить президента Владимира Путина, который в Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. заявил: «Предприниматели справедливо говорят о необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги. Полностью с этим согласен. Предлагаю на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться, не менять их». Четыре года – это ещё 11 месяцев. Однако уже в 2018 г. более чем в 2 раза сокращены программы поддержки малого бизнеса, комплексного развития моногородов и электронного здравоохранения. И сколько бы министры Дмитрия Медведева ни хвастались, что расходы на медицину увеличились до 460 млрд вместо 379 млрд рублей, поводов для беспокойства – хоть отбавляй.

В ноябре 2017 г. Минфин продал Центробанку из резервов Фонда национального благосостояния 1, 53 млрд долларов, 0, 96 млрд евро и 0, 1 млрд фунтов стерлингов. За проданную валюту Минфин выручил 163, 2 млрд руб., которые были зачислены «на счёт по учёту средств федерального бюджета». Сообщалось также, что деньги пойдут на выплату пенсий. Пособия 44 млн российских пенсионеров ежегодно съедают 7 трлн рублей, и федеральный бюджет доплачивает Пенсионному фонду около половины этой суммы. Казалось бы, продать резервы ради помощи старикам – не зазорно.Но в реальности валюту переложили из одного государственного кармана в другой, а их рублёвый эквивалент просто напечатали. «Идёт эмиссионное финансирование», как выражаются экономисты.

Согласно отчётам Минфина, инфляция в России последние годы крутится в районе 4%. И хотя любая домохозяйка, ежедневно идущая за продуктами в магазин, с этими цифрами поспорит, надо признать, что цены в стране куда стабильнее, чем в 1990-е. Одна из главных причин стабильности: имея недавно огромные потоки нефтедолларов, власть не имела нужды печатать необеспеченные реальным ростом экономики деньги. За станок плотно взялись лишь в 2015 г., и за 3 года Центробанк «родил» примерно 4, 4 трлн рублей.

 

Просто денег нет

В 2018 г. снова будет засекречено почти 3 трлн руб. расходов бюджета. То бишь около 18%. На 154 млрд вырастет в нынешнем году секретная часть подраздела «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности». К военной секретности народ привык, но почему засекречено 6, 8% расходов в разделе «Национальная экономика»? Кто-то из предпринимателей получает прямую поддержку из бюджета? Почему непрозрачны 3, 3% расходов в разделе «Образование»? И как могут выглядеть секретные расходы Минкульта? В Мариинке тайно ставят балет «Сталин»? И кому потребовалось засекретить часть межбюджетных трансфертов, которые по определению являются публичными нормативными обязательствами?

Доля закрытых расходов в российском бюджете более чем в 10 раз выше, чем в развитых странах. И никто из министров уже два года не комментирует значительные расхождения в статистике России и её торговых партнёров, которая представляется всеми членами ВТО. В 2016 г. парадокс подсветил уральский фермер и общественник Василий Мельниченко: по данным российской таможни, в Германию ушло наших нефтепродуктов на 10, 9 млрд долларов. А германские партнёры рапортуют ВТО, что закупились в России нефтью на 27, 1 миллиарда. Где ещё 16 миллиардов? Похожая картина и по итогам торговли с другими странами: Штаты купили нефти на 10 млрд долларов, а мы им продали только на 3 миллиарда. Мельниченко не утверждает, что эти деньги украдены: может, это государственная политика такая – проводить львиную долю нефтяных сделок через офшоры. И эти деньжищи потом с толком используют на благо страны. Но ведь мимо бюджета прошло – страшно сказать! – 20 трлн рублей. И с них ни пошлины, ни налоги не взимались.

«АН» подробно рассказывали (в №14 за 2017 г.), что к этому шло: российские суды с 2014 г. возвращают из бюджета деньги, если у приближённых к власти бизнесменов отобрали поместье в Италии (так называемый «закон Ротенберга»). С 2016 г. решено обнулить пошлины на ввоз в Россию частных самолётов, без которых якобы трудно осваивать удалённые месторождения полезных ископаемых. Под аналогичным предлогом с 2017 г. освобождены от налогов и пошлин ввозимые в Россию яхты: это должно дать толчок развитию яхтинга на Чёрном море.

При этом текущие дела у федерального бюджета не очень. Минфин планирует занять в 2018 г. 868 млрд рублей на внутреннем рынке. На 11% сокращается статья «Пенсионное обеспечение». Почему-то на те же 11% сократятся поступления от «Газпрома» по НДПИ, хотя добыча и цены на газ стабильны. Простили очередные 240 млн долларов Киргизии. Но среди мер по улучшению российских финансов в правительстве чаще всего говорят о повышении пенсионного возраста.

 

Иллюзия роста

В 2016 г. авторами чуть ли не главного «экономического скандала» стали профессор Сибирского института управления РАНХ и ГС при Президенте РФ Григорий Ханин и доцент Новосибирского государственного университета экономики и управления Дмитрий Фомин. По их мнению, официальные статистические данные, на которые опираются и государственные органы, не соответствуют действительности.

Ханин и Фомин произвели альтернативные расчёты износа основных фондов. Получилось, что в 2015 г. износ составил 64, 4% – на 15% больше, чем насчитал Росстат. По данным многолетних исследований сибирских экономистов, ВВП России в 1992–2015 гг. вовсе не вырос на 13, 4%, а сократился на 10, 2%. Производительность труда в России за эти годы снизилась на 30, 1% вместо официального роста на 9, 2%. Основные производственные фонды (здания, сооружения, машины, станки) сократились на 29, 2% по полной учётной стоимости, хотя официальная статистика уверяет в их росте на 50, 9%. А ведь на основе данных Росстата делает свои расчёты и Всемирный банк.

По словам Ханина, потери основных фондов российской экономики с учётом их износа за последние 25 лет составляют 422, 5 трлн рублей. Объяснение простое: после распада СССР капитальные вложения существенно отставали от выбытия. Грубо говоря, вместо пяти отправленных на помойку станков покупался один. В 1998–2007 гг. ВВП вырос на 48%, а не на 82%. И сегодня нам привирают с инфляцией: не 4, а 7%.

Авторы исследования опасаются, что руководство страны, опираясь на ошибочные данные об экономике, недооценивает глубину проблем. Возникает иллюзия, что возможен экономический рост без серьёзных затрат. По подсчётам возмутителей спокойствия, в ценах 2015 г. для сохранения основных фондов и их прироста на 3% в год потребуется 14, 6 трлн руб. инвестиций. Ещё 900 млрд руб. – в оборотные средства. В развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение, научные исследования) надо вложить 10, 3 трлн рублей.

В ответ на заявления сибиряков Росстат опубликовал длинную и малопонятную простому смертному объяснительную, из которой следует, что он рассчитывает ВВП тремя различными способами, а значит, и ошибка исключена. Но вот вопрос: верите ли вы, что наши основные фонды (по сути, производственные активы) выросли по сравнению с 1991 г. на 13%?

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram