Каждый раз, как приближаются крупные выборы, правительство спохватывается и начинает щедро спонсировать работы десятков научных центров и тысяч экспертов, которые рады за бюджетный счёт порадеть о судьбах и разработать очередную долгосрочную стратегию развития страны. Вроде не так давно всем миром трудились над «Стратегией развития – 2020», которая в итоге не воплотилась вообще ни во что. Теперь даты чуть сдвинулись, на повестке – «Стратегия-2024».
Советы бывших министров
Надо сказать, 2024 год – не догма. Видимо, для подстраховки кое-где мелькает и 2035 год. Сроки выборов поджимают, так что к весне 2018-го пачка судьбоносных предложений от разных, часто абсолютно несовместимых идеологически сторон, объёмом с исторический эпос, наконец стала общественным достоянием. Оказалось, его основной ингредиент – это горькие истины, многие советы по обустройству страны – из разряда крайне непопулярных мер. Хотя есть и хорошее.
Со стороны государства создание долгосрочных стратегий выглядит как попытка собрать лучшие умы страны, спросить совета, что делать дальше. И не беда, что страна меняется, но умы которое десятилетие на советы призывают всё те же, прогнившие и одряхлевшие. Да и сверху нет разнообразия. План по стратегиям каждый раз спускают на три основных мозговых центра. Прежде всего широко разрекламированный в СМИ кудринский Центр стратегических разработок. Также по части судьбоносной мозговой активности востребованы труды президентской Академии народного хозяйства, известной под довольно корявой аббревиатурой РАНХиГС. Разумеется, трудятся и штатные государственные умы. То есть куда менее известный, но довольно влиятельный Аналитический центр при правительстве РФ, который, вообще говоря, не что иное, как прямой наследник Госплана СССР.
Что предлагают? Больше всего ошарашивает кудринское крыло с его постоянными заклинаниями на тему, как важно резко поднять пенсионный возраст. Согласно бухгалтеру ельцинской закваски Кудрину, это чуть ли не задача номер один сразу после выборов. Идея такая: чтобы сохранить хотя бы нынешний, без того издевательский уровень пенсий, нужно срезать число пенсионеров примерно на 9%. Речь про те самые пресловутые 63 года для женщин, 65 – для мужчин. Увы, РАНХиГС тут солидарна с бухгалтером, академия сама всюду машет расчётами, по которым без повышений возраста уже в 2030 г. число пенсионеров сравняется с числом работающих. Единодушие печальное, поскольку наверху могут прислушаться.
Среди прочих шоковых мер кудринские «умы» предлагают правительству резко, до четверти, сократить число силовиков и чиновников. Чтобы с такими предложениями сразу не вынесли, в качестве сладкой пилюли центр расплывчато говорит, мол, бюджету неплохо бы больше тратить на образование и медицину. Хотя и тут подмешана изрядная доля яда, поскольку мозговое убожество бывшего министра финансов требует заодно постоянно повышать долю платных медицинских услуг. Хотя сами же хватаются за голову, указывая на унизительно высокий уровень бедности в стране. Иными словами, «бухгалтер Лёша» подтверждает, что подавляющее большинство граждан при такой политике будут лечиться всё хуже.
Взамен на эти экономические казни обещан скромный пряник. Основная идея – как подтолкнуть рост ВВП, у А. Кудрина он не меняется уже лет 10. Мол, если отобрать по 0, 3–0, 5% ВВП (270–450 млрд руб.) от ежегодного финансирования силовиков и военных, взамен добавить 0, 5–0, 8% ВВП (460–740 млрд руб.) медицине, дорогам и школам, тогда к 2035 г. наша экономика увеличится примерно на четверть. Конечно, никто не спорит с идеей, что вкладывать надо прежде всего в людей. Но сам по себе проект, вообще говоря, – издевательство. Для сравнения: с 2012 г. мировая экономика по всем странам, вместе взятым, росла на 3% в год и больше. До этого, в 2007 и 2010 гг., мир в целом рос больше чем на 5% в год. В 2018 г. ожидается ускорение общемировой экономики до 3, 5%. Значит, если всё останется как сейчас, через 17 лет мировой ВВП вырастет минимум на 50%. То есть кудринский план, по сути, закрепляет двукратное отставание. И предлагает жить с этим аж до 2035 года! Что характерно, при этом про такую немаловажную деталь, как промышленный рост, в нём не сказано вообще ничего. Единственное упоминание – пожелание, чтобы к 2024 г. доля машин и оборудования в российском экспорте выросла с нынешних с 8, 3 до 13%. Это тоже смешно. Для сравнения: даже у таких стран, как Индонезия, Вьетнам и Таиланд, эта доля больше 15%.
Несвободные руки
В общем, беда. С другой стороны, как бы сомнительны ни были такие рецепты успеха, в писательстве стратегий есть и польза. Потому что часть подобных документов иногда пишется нормальными экспертами, знающими толк в своих областях. Поэтому в них порой попадает серьёзный анализ реальных проблем.
Скажем, огромная часть стратегии посвящена устрашающей ситуации в высшем образовании. Ясно почему. Многие эксперты – ректоры и профессора вузов, тема им близка, как никакая другая. В то же время давно зашедшая в тупик жилищная политика почему-то описана в радужных красках. Вероятно, у представителей экспертного сообщества нет острых квартирных вопросов. А про нашу давно растущую не в том направлении финансовую систему в докладе лишь несколько ничего не значащих фраз. Про развитие промышленности и реального производства – вообще ни слова. И откуда этому взяться, если «писатели» не смыслят в реальной промышленности «ни бельмеса».
Тем временем последние годы доля промпроизводства в экономике растёт устрашающими темпами. При этом госкорпорации подмяли под себя почти все самые передовые и прибыльные отрасли. В кризис они и вовсе перешли в наступление, поглощая и скупая всё, что попадалось на глаза. В результате подмяли под себя предприятия, создающие, по самым скромным оценкам, минимум треть ВВП. В финансовом плане результат ещё нагляднее. Две трети стоимости всего российского фондового рынка приходится на акции госкомпаний. По мировым меркам доля невероятно высокая.
Нельзя сказать, что правительство с радостью дало зелёный свет госкапитализму. Оно давно запуталось в непростой ситуации. Выбор стоит между двух зол. Главные богатства экономики создаёт ТЭК. И проблема в том, что рабочих мест в ресурсных отраслях для страны со 146-миллионным населением – очень мало. В лучшем случае туда можно пристроить одного из десяти трудоспособных граждан. Остальные напрямую к ресурсной кормушке не попадают. Поэтому в глобальном плане властям приходится выступать регулировщиком экономики. За счёт ТЭКа поддерживают другие небогатые отрасли. Из-за технологической отсталости их вклад в развитие национальной экономики скромный. Зато они создают огромное число рабочих мест.
Вторая ловушка, в которую угодило государство, также связана с естественным желанием пристроить людей к делу. Более четверти работающих граждан РФ – бюджетники. Хотя численность врачей и учителей не растёт, да и число военных в последние годы тоже сокращается. Разбухает на глазах только класс чиновничества. В 2000 г. в России было 1, 16 млн госслужащих, в конце 2017 г. насчитали уже 1, 6 миллиона. Численность некоторых госслужащих в России откровенно избыточна. Например, количество сотрудников налоговой службы составляет 12 человек на каждые 10 тыс. населения. В США показатель в четыре раза меньше. Численность таможенной службы в России – 68 тыс. человек, это 5 человек на каждые 10 тысяч. В США – 2 на 10 тыс., причём в этом показатель включают пограничные подразделения, которые у нас учитываются отдельно. Наконец, в правоохранительных органах у нас 13 человек на 10 тыс. жителей, тогда как в США только три. «В госуправлении огромное поле для сокращений. Давно пора ликвидировать большую часть бесчисленных контролей и надзоров, которые трудоустроили более миллиона ртов, но никого ни от чего не защищают. Другой пример – формально у нас 3, 5 миллиона людей в погонах при 70 миллионах работающего населения. Явно много, потому что в армии из них реально только миллион», – рассказывает один из авторов «Стратегии-2024».
Всё для олигархов
Какие ещё серьёзные перекосы? Почти все авторы стратегий выделяют три крупнейшие национальные проблемы. Это то, что обеспечивает связность страны, то есть транспортная сеть, инфраструктура. Вторая – проблема жилья, особенно сильно мы отстаём по доступности квартир для молодёжи. Третья – нынешний пенсионный тупик.
У руководителей десятков работающих над различными вариантами стратегий групп очень разные взгляды. Но одно мнение общее. Несмотря на любые бюджетные ограничения, России действительно нельзя экономить на образовании и здравоохранении. Цифры тут такие. По уровню финансирования здравоохранения Россия намного отстаёт от западноевропейских стран. Доля общих расходов на здравоохранение в ВВП у нас почти в 3 раза меньше, чем в странах ЕС (3, 2% против 9%). В абсолютном выражении в расчёте на человека Российское государство тратит на здравоохранение в 8 раз меньше, чем в среднем страны ЕС. Зарплата российского врача лишь на 10% превышает среднюю по экономике. В то же время в странах Центральной Европы она в 1, 5–2 раза выше средней. Так что бюджетные расходы на медицину и образование в России обязаны вырасти хотя бы на 1, 5% ВВП. При этом речь об огромной сумме – примерно 1, 38 трлн руб. в год. Где взять такие деньги, мнения сильно расходятся.
В целом пока различные варианты «Стратегии-2024» или «2035» лишены идейного стержня, в них нет общенародной идеи. Например, нам говорят о каких-то 42 инвестиционных проектах развития экономики. Но эти 42 проекта пока даже не названы, неизвестно, во что они обойдутся народу, и толком непонятно, что мы получим от их реализации.
Открытая помощь олигархам за счёт народа давно перешла все границы. Об этом рассказывает автор самой известной альтернативной экономической программы экономист Максим Миронов. «К примеру, когда О. Дерипаска в 2008 году попал в непростую ситуацию, государственный ВЭБ отгрузил ему 4, 5 миллиарда долларов. Потом государство также неоднократно помогало ему миллиардами бюджетных денег. В 2016 году, когда у многих инвесторов, построивших отели и всякие курорты в Сочи, прибыль оказалась ниже, чем они предполагали, ВЭБ снизил им ставку по кредитам с 9 до 2, 5%, а срок погашения увеличил с 5 до 25 лет», – говорит экономист.
Кто были самыми крупными инвесторами олимпийской стройки? «Интеррос» В. Потанина (кредит под 70 млрд руб.), «Базовый элемент» всё того же О. Дерипаски (более 30 млрд руб.) и группа «Ренова» В. Вексельберга (около 15 млрд руб.). Как подсчитал М. Миронов, подарок в виде изменения ставки с 9 до 2, 5% равен списанию 64% от общей суммы кредита. Иными словами, Потанину выделили помощь за счёт бюджета на 45 млрд руб., Дерипаске – на 19, Вексельбергу подарили 10 миллиардов. При этом, когда наступают хорошие времена и те же товарищи получают дополнительные многомиллиардные прибыли, никто из них не вернёт эти миллиарды в бюджет.