Минувшие январские холода стали не только проверкой для нормальной работы коммунальных сетей, транспортной сферы, аварийных и экстренных служб. Морозы послужили своеобразным индикатором выявления людей, которые, несмотря на многочисленные предупреждения в новостях, разъяснения от чиновников федерального уровня, так и не смогли наладить свою платежную дисциплину. А ведь говорилось о том, что с осени прошлого года изменившееся федеральное законодательство позволяет отключать должников от энергоснабжения по более простой процедуре, чем раньше. Это был четкий сигнал всем категориям потребителей, в том числе и владельцам частных домов, теплоснабжение которых зависит от бесперебойной подачи электричества, а значит и своевременной оплаты счетов за него. Были ли услышаны предупреждения и в чем заключаются нюансы нового законодательства, разбирался корреспондент «АН».
Закон суров, но это закон
Жесткие меры по отношению к неплательщикам до недавнего времени были распространены только в банковской системе. В коммунальной и энергетической отраслях ситуация с платежной дисциплиной была далекой от идеала. Прорехи в законодательстве позволяли недобросовестным потребителям копить долги за электроэнергию, не опасаясь каких-либо серьезных последствий. В последние годы положение менялось, причем в пользу поставщиков энергии, поправки в федеральные законы позволяли все эффективней воздействовать на должников. Очередным нововведением, подчеркивающим эту тенденцию, стало постановление Правительства РФ №624 от 24.05.2017, вступившее в силу в конце сентября прошлого года. В этом документе расписывается право поставщиков энергии отключать своих клиентов за долги. Подробное разъяснение постановления, кстати, приводится на сайте Федеральной антимонопольной службы (https: //fas.gov.ru/documents/561657).
В документе антимонопольного ведомства приводится несколько важных тезисов. В ФАС напоминают, что ранее процедура отключения должников от энергоснабжения была сложной, многоступенчатой, включала в себя требования об обязательном уведомлении потребителя в письменном виде и так далее. Теперь все гораздо проще: энергокомпания за 20 дней уведомляет должника об отключении любым способом (смс, телефон, электронная почта, квитанция и т.д.), а потом отключает абонента. 20 дней дается на то, чтобы клиент мог погасить долг, либо договориться об индивидуальном графике погашения. Если же эти действия происходят уже после отключения, то, помимо суммы долга, потребитель еще должен заплатить фиксированную сумму компенсации энергокомпании (1 тыс. рублей для физлиц, 10 тыс. рублей для юридических лиц). Это обязательное условие для возобновления режима потребления, подчеркивают в ФАС.
Логика такого ужесточения проста: граждане уже хорошо знают, что нельзя тянуть с оплатой кредитов — наказание в виде пеней, штрафов и неприятных звонков и смс последует в первые же дни после просрочки, поэтому люди стараются аккуратно платить по своим банковским обязательствам. Почему же к счетам за коммунальные услуги, электричество и отопление должно быть более легкомысленное отношение? Стабильность работы банковской, энергетической, коммунальной систем одинаково важна как для страны, так и для каждого отдельного человека. А бесперебойность этой работы зависит от своевременности и стабильности платежей. Просто банковская система в России уже давно застраховала себя в виде права взимать весомые штрафы с неплательщиков, а вот энергетиков до недавнего времени ограничивали законами. Депутаты Госдумы и федеральное правительство теперь прикрыли эту юридическую прореху.
Послаблений должникам не предусмотрено
Таким образом, можно констатировать — в ситуации с отключениями от электроснабжения должников закон однозначно на стороне энергетиков. Однако у кого-то возникают и вопросы. Ими сейчас задаются, к примеру, некоторые депутаты иркутской городской думы. По инициативе отдельных народных избранников в повестку очередных депутатских слушаний, прошедших в конце января, был включен вопрос об отключениях от электроснабжения домов граждан, накопивших долг перед поставщиками энергии. Депутаты выразили обеспокоенность возможной социальной напряженностью из-за этой вынужденной меры, к которой прибегают в ООО «Иркутскэнергосбыт».
Заметим, что в ходе обсуждения данной темы парламентарии отметили, что с юридической точки зрения к «Иркутскэнергосбыту» претензий нет. Более того, на заседании прозвучало, что депутаты не могут влиять на регламент работы энергокомпаний, как и вмешиваться в федеральное законодательство.
Что же касается морально-этической стороны вопроса, то заместитель директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов объяснил депутатам: вопрос хоть и является актуальным, но его масштабы не стоит слишком преувеличивать. Общая сумма долга жителей частного сектора Иркутска, по данным на декабрь прошлого года, составляет около 6 млн рублей, просрочка числится за 1,5 тысячами лицевых счетов. Но только 172 владельца отключались от электроснабжения, а по данным на конец января, без света остаются 80 домов с общей суммой долга около 1 млн рублей.
При этом, по словам Андрея Харитонова, большая часть из отключенных собственников относится к категории злостных неплательщиков, энерговоров, а также дачников, традиционно гасящих долги по весне.
Депутаты в свою очередь поинтересовались, нельзя ли в зимнее время не отключать должников и воздействовать на них исключительно в судебных инстанциях. Представитель ООО «Иркутскэнергосбыт» проинформировал, что судебные процессы ведутся в любом случае, но приставам сложно работать по взысканию небольших сумм долга (от 1 тыс. рублей), поэтому и было ужесточено законодательство. Андрей Харитонов также резонно заметил: в любом случае заявления о том, что должников нельзя отключать, играют на руку только злостным неплательщикам, живущим по принципу: «не платил вовремя, и дальше так буду».
«Существует вероятность, что в список на отключение может попасть и семья, находящаяся в сложной жизненной ситуации. В таком случае депутатам полезнее потратить время и силы на то, чтобы донести до такой семьи льготы и субсидии на оплату коммунальных услуг, предусмотренные в городском, областном и федеральных бюджетах», — подчеркнул заместитель директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт».
Дисциплина — залог отсутствия неприятностей
По большому счету, чтобы не попадать в список на отключение, необходимо делать не так уж и много. Достаточно вовремя, в срок до 10 числа каждого месяца оплачивать счета за электричество. Для удобства клиентов сейчас существует множество способов оплаты — в офисах энергокомпании, через личный кабинет на сайте, в отделениях Сбербанка или платежных терминалах, в офисах Почты России и так далее. Рекомендуется также такой удобный и надежный способ, как автоплатеж с банковской карты.
Стоит также учесть, что необходимо своевременно, до 27 числа каждого месяца передавать в энергокомпанию данные приборов учета. Это особенно важно в том случае, если вы живете в собственном доме и энергопотребление у вас от месяца к месяцу различается (зимой больше, летом меньше). В случае отсутствия данных с вашего прибора учета поставщик будет выставлять вам счет исходя из среднемесячной величины потребления. И эта сумма может отличаться, быть выше платежа, перечисляемого вами в адрес компании. Таким образом, сами того не подозревая, вы можете оказаться в списках должников.
Важно и то, что даже если какое-то время вы не будете жить в своем доме или квартире, старайтесь оплачивать услуги в срок, пользуйтесь возможностью оплаты онлайн. Иначе по возвращению вас могут ждать неприятные сюрпризы в виде отключенного света и штрафных санкций.