Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика 13+

Когда дураки построят хорошие дороги

, 10:16

Сколько бы государство ни выделяло средств на дороги, денег всё равно не хватает. Как отмечают авторы госпрограммы «Развитие транспортной системы», только 8% автодорог в РФ многополосные, треть федеральных трасс перегружены выше всякой меры. Провал наблюдается по многим фронтам. Транспорт стал узким бутылочным горлышком. Скажем, грузооборот за восемь предкризисных лет вырос на четверть, хотя общий подъём ВВП был 45%. Это бьёт рикошетом по всей экономике. Если в США и ЕС нормальная доля транспортных расходов в себестоимости промышленной продукции 5–8%, в России цифра нередко подпрыгивает до 15–20%.

Устаревшие материалы и технологии строительства – полбеды. Куда важнее проблема грандиозного дорожного воровства. Руководство Роставтодора традиционно относится к ней с иронией: «масштаб хищений в дорожной отрасли не превышает среднероссийских показателей».

Конечно, Минтранс никогда не упускал шанс свалить вину и на слишком жёсткие дорожные ГОСТы. По его мнению, они сильно увеличивают стоимость строек. Строительные стандарты в дорожной отрасли отстали на 30–50 лет.

В своё время правительство Медведева  клятвенно обещало перевести российские дороги на некий загадочный евростандарт, но дело не сдвинулось с мёртвой точки. Кстати, если бы сделали, могло кончиться ещё хуже. Потому что часть адептов мифического евростандарта продвигала британскую технологию так называемого красного асфальта. В действительности асфальта там нет, покрытие состоит из смеси щебня, красителя и особого полимера. Результаты могли быть плачевны, поскольку, если в Европе такая дорога служит 7–8 лет, в условиях российского климата изнашивается за полгода.

Для РФ более перспективен скандинавский подход. Там на одном участке магистрали можно использовать три разных типа покрытия, что в России строго запрещено. Те же шведы строят так. Для скоростных полос с высокой интенсивностью движения используют дорогой бетон очень высокой прочности. На соседних полосах, выделенных для общественного транспорта, применяют менее дорогой материал, в зоне стоянок укладывают самое нестойкое покрытие, привычный нам асфальт. В итоге это радикально продлевает жизнь дорожного полотна, в конечном счёте выходит экономнее, чем при российском чисто асфальтовом ГОСТе.

Подробности в свежем номере "Аргументов недели".

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram