> Воздушный локомотив - Аргументы Недели

//Экономика 13+

Воздушный локомотив

№  () от 8 ноября 2017 [ «Аргументы Недели » ]

globallookpress.com

Минтранс обновил грандиозную программу развития транспортной системы России. В авиации в ней нашлось особое место. Отрасль собираются сделать локомотивом, который притянет в страну многие миллиарды.

ТРАНСПОРТНОЕ ведомство отметило такой факт. На Россию приходится только 3% мировых воздушных перевозок, при этом в отдельные, особо неудачные годы мы не собирали и 2%. Потенциал минимум в 10 раз выше, это гигантский задел для роста. Но нужно создавать гигантские авиаузлы.

О чём речь? Сетку авиамаршрутов, наложенную на карту страны, эксперты называют рентгеновским снимком экономики. Чем гуще эта незримая паутина, тем бодрее работают предприятия и тем выше деловая активность. Ещё 10 лет назад Россия в этом смысле выглядела почти что «белым пятном». По крайней мере на мировом фоне. Но постепенно всё изменилось: последние семь лет транспортный поток в небе над нашей страной рос на 10–18% в год. Если бы не кризис, мгновенно срезавший оборот воздушной индустрии на 10%, мы поставили бы исторический рекорд по перевозкам.

Но всё впереди. Уже сейчас в любой отдельно взятый момент над территорией России «висят в воздухе» от 800 до 1 тыс. крупных воздушных судов, в которых куда-то летят 50–80 тыс. человек. Для сравнения: в нынешнем году поездами дальнего следования воспользуются 130 млн пассажиров, а все российские авиакомпании возьмут на борт 42 млн человек. Это – только начало грандиозного скачка. По прогнозу Минтранса, к 2020 г. наше воздушное пространство будет заполнено в шесть раз плотнее, чем сейчас.

Прежде всего объём внутренних авиаперевозок за это время должен вырасти в 3–5 раз. В России вновь заработают десятки межрегиональных маршрутов, закрытых из-за убыточности в начале 1990-х годов. В целом же перевозки будут построены по схеме, которую специалисты называют «колесом» или «снежинкой». На практике это означает, что небольшие самолёты «стянут» пассажиров из разных концов региона в местный узловой центр, а там можно будет пересесть на дальнемагистральные лайнеры.

Кроме того, Россия сможет неплохо заработать на транзите международных грузов. По расчётам, через 10 лет объём работ на этом направлении вырастет втрое. «Обслуживание мировых транспортных потоков – это буквально деньги из воздуха. Но, чтобы 
«небо жужжало», земля должна быть оснащённой», – объясняет эксперт рынка авиационных перевозок 
А. Исайкин.

Пока более 90% воздушных потоков между Европой и Азией идут в обход нашего неба. Почему – отдельный вопрос. Но, если мы сумеем переломить ситуацию и заманим крупных международных клиентов, возникнет новая индустрия с огромным оборотом. По расчётам, для этого потребуется построить не менее четырёх громадных транспортных узлов. Цена вопроса, конечно, очень внушительная. Зато в перспективе каждый такой центр будет зарабатывать не менее 50 млрд руб. в год на перевалке грузов и обслуживании техники.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте