Вычитать, приумножать…
Российским школьникам расскажут, что такое кредит и депозит
№ () от 11 октября 2017 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]
С 1 сентября 2017 года во всех школах РФ появился предмет под названием «Финансовая грамотность». Школьников всех возрастов (от учащихся начальной школы до старшеклассников) по задумке авторов идеи в ходе этих уроков должны научить элементарным навыкам разумного обращения с деньгами и тем самым предостеречь от проблем во взрослой жизни вроде закредитованности или попадания в ловушки микрофинансовых организаций.
РАЗГОВОРЫ о необходимости сызмальства, со школьной скамьи учить разумно распоряжаться финансовыми средствами велись уже несколько лет. Тем не менее воплощение идеи в жизнь осуществилось только сейчас. Пока «финансовые» уроки ведутся факультативно, однако сторонники идеи говорят о том, что предмет может стать и обязательным. Как водится, у идеи моментально появились как сторонники, так и те, кто отнёсся к нововведению довольно сдержанно. Первые (в числе которых, кстати, вся верхушка российского Минфина) говорят о назревшей необходимости обучать грамотному распоряжению деньгами с самых ранних лет, вторые традиционно сетуют на перегруженность учебной программы и неизбежный урон преподаванию базовых предметов.
Содержание курса действительно впечатляет. Помимо общеполезных сведений о планировании семейного бюджета, пользе экономии и риске чрезмерного увлечения кредитами (см. Практический аргумент) школьникам предлагают постигать премудрости, с которыми, на взгляд обывателей, впору знакомиться студентам финансовых колледжей. Например, семиклассникам в рамках всего лишь небольшой части курса предстоит научиться следующим навыкам (цитата из учебной программы): «объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена, описывать свойства предмета, выполняющего роль денег, перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег, сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег, составлять задачи с денежными расчётами, объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег – преступление». И это – только фрагмент весьма обширной программы. У многих возникают сомнения: стоит ли грузить такими вопросами и без того занятых по самое горло школьников, особенно в средних и старших классах?
«На мой взгляд, установка на то, что образование должно даваться легко, – неправильная, – говорит Иосиф Дискин, глава комиссии Общественной палаты РФ по развитию гражданского общества. – Успех в жизни достигается только упорным трудом, и это необходимо усвоить ещё со школьной скамьи. Кроме того, актуальность именно финансовой грамотности в виде нового школьного предмета лично для меня очевидна. Необходимый уровень подобных знаний напрямую отражается на деятельности граждан, а его отсутствие, в свою очередь, приводит к весьма печальным последствиям».
«С одной стороны, предмет действительно нужный, – говорит Наталья Ларина,преподаватель истории и обществознания средней школы №4 г. Воскресенска. – Учебники, по которым предлагается преподавать, составлены грамотно и доступно, и информация, которая там приводится, на мой взгляд, вполне полезная и интересная. Но тому же самому – выбрать банк, высчитать процент кредита – могут научить и родители в нормальной семье. Предмет, парты и оценки тут не обязательны: в школе у ребёнка и так полно важнейших задач. Кроме того, безусловно, учить детей считать деньги необходимо. Но также необходимо при этом учить оставаться людьми. А вот об этом наверху, увы, думают мало и времени на это не оставляют...»