Создание упорядоченной системы контроля безопасности и качества продукции, «обеления» продовольственного рынка – цель, которая преследуется Россельхознадзором долгие годы. Ещё в 2009 году под эгидой ведомства была разработана автоматизированная система «Меркурий» – уникальный инструмент для выписки электронных сопроводительных документов на всей цепи производства, хранения и реализации животноводческой продукции. Одновременно – формирования базы данных. В течение последних 8 лет ИС «Меркурий» дорабатывалась, совершенствовалась и технически развивалась. Работа над программой велась ведущими программистами Россельхознадзора с учётом комментариев бизнес-сообщества. Сегодня система полностью готова. На законодательном уровне принят соответствующий закон, регламентирующий внедрение электронной ветеринарной сертификации с 2018 года на всей территории страны. Бизнес также получает возможность использовать систему для защиты своего бренда от подделки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИС «Меркурий» полностью меняет конкурентную среду, потому что даёт селективные преимущества добросовестному производителю. Современные технологии позволят избежать налоговых нарушений, незаконного промысла рыбы и производства животноводческой продукции, фальсификации товаров. Сводится на нет работа нечестных госслужащих, что позволит избежать коррупции в их работе. Автоматизация процесса сделает невозможным реализацию фальсифицированных продуктов, их подмены и подмешивания в состав нежелательных ингредиентов, зачастую небезопасных для здоровья. Электронная сертификация обеспечивает в реальном времени происхождение и перемещение товаров, упрощает работу всех участников торгового процесса.
Бизнес также получает возможность использовать систему для защиты своего бренда от подделки нечестными на руку производителями: в онлайн-режиме можно видеть всю информацию о местонахождении своей продукции. Кроме того, это дополнительная возможность, не вставая с директорского кресла, контролировать собственных работников, всю складскую деятельность предприятия. При этом использование многофункциональной ИС «Меркурий» абсолютно бесплатно!
Добросовестные производители встретили новость об изменении системы контроля с пониманием. В конце 2016 года было подписано Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю и X5 Retail Group о тестировании системы.С переходом на электронную ветсертификацию к нужному сроку справятся также сети «Дикси» и «Лента». Ко всему прочему это сократит затраты на оформление бумажных документов и количество ошибок в них.
Честные участники рынка остаются в бонусе от его «обеления»: меньше «серых» схем – больше возможностей для конкуренции, а значит, и развития. Но противники «Меркурия» всё-таки нашлись. Они против электронной ветеринарной сертификации. И как минимум – за её перенос на достаточно длительный срок. Например, недавно председатель правления Союзмолоко Даниленко, выступив на совещании у вице-премьера Дворковича, предложил отложить ввод обязательной электронной ветеринарной сертификации для товаров, подлежащих в настоящий момент сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (сырое молоко, иное молочное сырьё) на 1 год, до 1 января 2019 года. В случае если будет принято решение распространить данную процедуру и на готовую (переработанную) продукцию, союз предлагает установить переходный период до 1 января 2023 года.
Докладчик неоднократно заявлял, что малейший сбой в системе «Меркурий» остановит всю цепочку производства. Утверждал, что программу можно взломать, она не будет работать, если нет Интернета. Потребителей пугают повышением цен, остановкой производства молочной продукции, дефицитом молочной продукции на рынке и банкротством производителей и переработчиков молока.
Однако никаких оснований для остановки торговли или поднятия цен на самом деле нет. Очевидно, что союз лоббирует интересы нескольких крупных иностранных компаний, входящих в его структуру. Они категорически против внедрения электронной сертификации и сопутствующего «обеления» продовольственного российского рынка. Несомненными монополистами на молочном рынке страны являются компании Danone и PepsiCо. Они производят продукцию под брендами «Простоквашино», «Растишка», «Тёма», «Агуша», «Вес ёлый молочник», «Кубанская бурёнка», «Домик в деревне» и др. В общей сложности состав членов союза на 50% состоит из зарубежных компаний, пытающихся плотно осесть на молочном рынке страны. При этом никто не задумывается, насколько сложно в таких условиях работать отечественным производителям.
Залётные монополисты явно демонстрируют, что интересы отечественных производителей молочной продукции уходят на второй план перед интересами западных фирм. И создание конкурентных преимуществ для добросовестного отечественного бизнеса в их планы не входит.
От редакции. Россия, как оказалось, страна не только «вежливых», но и до тошноты «добрых людей». Наш бизнес прогнали из США и ЕС взашей. Закрывают наши телекомпании, захватывают дипсобственность и арестовывают российских граждан. Тем временем в России мило и богато живут американские и европейские бизнес-гиганты, о которых упоминается в статье. Они практически монополизировали наш внутренний рынок и диктуют правила поведения государственных органов. Увы, это реалии современной России.