В конце сентября Россия спустила на воду самый мощный в мире ядерный ледокол. 173-метровый стальной титан «Сибирь», с двумя сердцами-реакторами РИТМ-200 по 175 МВт каждое, с автономностью плавания семь лет. Первый в мире корабль, способный справиться с трёхметровыми льдами, построен в рекордные сроки (корпус заложили в мае 2015 года). Теперь у нашей страны 30 дизельных и четыре ядерных ледокола, с таким флотом мы стали абсолютным королём Арктики.
Мировая гордость
«Сибирь» – второе судно будущей грандиозной ядерно-ледокольной трилогии, знаменитого проекта ЦКБ им. Крылова под кодом 22220. Год назад со стапелей Балтийского завода сошёл первенец, ледокол «Арктика», который теперь вовсю трудится на Ямале. «Сибирь», которая по плану выйдет в первый рейд в ноябре 2020 г., будет средней сестрой. Третьим аккордом станет ледокол «Урал», его постройка завершится в ноябре 2021 года.
«Атомный ледокольный флот – уникальное явление в истории цивилизации. Ледоколы – вершина атомного машиностроения», – говорил академик РАН Ф. Митенков. В мире построено лишь 14 гражданских судов с ядерной силовой установкой. Из них 11 ледоколов, и все они у России. Это потрясающая техника! В сутки судно расходует всего 45 г ядерного горючего, столько поместится в водочной стопке. Поэтому запас хода от одной загрузки реакторов почти не ограничен, можно десятки раз обогнуть земной шар. Мощность – запредельная, турбины вращают винт весом более 50 тонн. Электрогенераторы, установленные даже на самом слабом российском атомоходе, могут обеспечить энергией полумиллионный город.
Ни одна другая страна не строит суда подобного уровня. Что касается немногочисленных ядерных конкурентов из других стран, это не ледоколы, но корабли, предназначенные для работы в тёплых морях. Одно грузо-пассажирское судно – «ЭнЭс Саванна» – построено в США. Его спроектировали по большей части ради великодержавных понтов, в ответ на запуск в 1957 г. советского атомохода «Ленин». Реактор «Саванна» получила относительно слабый, только 74 мегаватта. У «Ленина», выпущенного пятью годами ранее, первоначально стояло три реактора, каждый на 90 мегаватт тепловой мощности. Затем судно сильно модернизировали, реакторы заменили на две установки по 170 мегаватт. Наш «Ленин» работал во льдах 32 года, с 1957-го по 1989-й. Тем временем североамериканское судно списали ещё в 1981 году. Правда, корпус США сохранили, поставили на вечный прикол в национальный морской музей как предмет особой гордости.
Такая же незавидная судьба постигла единственный японский атомный сухогруз «Митсу». Его строили как торговый корабль, только он ни разу не возил коммерческих грузов. Судно спустили на воду в августе 1974 г., спустя месяц на борту случилась утечка радиации. Злосчастное судно доводили до ума 17 лет. В итоге японцы и не справились, в 1991 г. списали посудину и свернули работы. Третий ядерный блин – печальный путь западногерманского атомного контейнеровоза «Отто Хан», который спустили на воду в 1968 году. После четырёх лет работы в морях владелец заявил, что эксплуатация ядерной силовой установки мощностью 38 мегаватт обходится ему слишком дорого. Корабль объявили нерентабельным, списали на берег, его корпус ржавел 8 лет – до 1982 г., когда судно переоборудовали дизельными двигателями, переименовали в «Трофей» и превратили в рядовой коммерческий грузовик.
Ничейные атомоходы
Надо сказать, в своё время та же участь едва не постигла весь отечественный атомный ледовый флот. Полтора десятилетия государству до него не было дела. Как установила в 2005 г. проверка Счётной палаты, корабли балансовой стоимостью 9, 3 млрд руб. передали Мурманскому морскому пароходству по договору доверительного управления. Оно сдавало атомные ледоколы в аренду, при этом якобы забывало перечислить доходы в госказну.
Государство опомнилось и вернуло суда в собственность только в 2008 году! Понятно, при таком раскладе десятилетиями ни у кого не доходили руки не только до заказа новых судов, но даже до серьёзного ремонта. После распада СССР до 2006 г. на российских верфях не построили вообще ни одного ледокола, не говоря уже об атомных. Работы над последним советским арктическим ядерным проектом, который назвали «Урал», начались на Балтийском заводе в 1989 году.
В нём уже тогда было заложено всё самое-самое. Самая большая в мире длина (159, 6 м), увеличенная проходимость льда, 2, 8 м против прежнего рекорда в 2, 5 м ледового покрова. 14 лет передовое судно ржавело на стапелях, но так и осталось лучшим в мире. Только в 2003 г. государство нашло деньги на достройку, атомоход переименовали в «50 лет Победы», на воду спустили в 2007 году.
Пока суд да дело, в Арктике работал постепенно стареющий советский атомный флот. Повезло, что суда строили, мягко говоря, на совесть, к тому же на тот момент все были почти новые. Например, атомный ледокол «Россия» работал с 1985 г. до июня 2013 года. «Советский Союз» был в строю с 1989 по 2010 год. Правда, в 1993 г. пришлось законсервировать атомоход «Сибирь» выпуска 1977 года. Его корпус и ядерная установка были в порядке и могли прослужить ещё долго. Но одна за другой начались загадочные серийные поломки парогенераторов, нужен был серьёзный ремонт, но в те годы денег на это не нашлось. Также в августе 2007 г. на время вывели из эксплуатации лихтеровоз «Севморпуть». Но тут дело не в неисправностях. Корабль относительно новый, постройки 1988 года. Просто «Атомфлот» в интересах «Газпрома» решил переоборудовать его в буровое судно.
Вообще с технической стороны наши атомные ледоколы оказались потрясающе надёжными. Например, атомоход «Арктика» поставил рекорд – ровно год без остановки проработал в морях Северного Ледовитого океана. Без единого захода в порт. Не везло только Ямалу, который заложен на Балтийском заводе в 1986 г. под именем «Октябрьская революция», спущен в 1989-м. Он носит лавры седьмого корабля в истории, добравшегося до Северного полюса. В 2006 г. на судне начался пожар, в 2007 г. туристка из Швейцарии упала за борт на лёд, в 2009 г. «Ямал» столкнулся с танкером. Но пережил все неприятности, до сих пор ходит в составе флота, на сегодня совершил 42 рейса к полюсу.
Новый ледовый век
Тем не менее советский атомный флот как ни крути старел с каждым годом. К середине 2000-х это стало не просто очевидно, встал вопрос, как вообще не лишиться уникального, легендарного флота. В начале 2010-х подошло время списывать ледоколы проекта 1052 «Арктика». В строю останется только «50 лет Победы», его ресурса хватит до 2027 года. Что взамен?
На подходе те самые атомные ледоколы нового поколения. По замыслу разработчика – питерского ЦКБ «Айсберг», у них ощутимо вырастет проходимость льда (3 м против 2, 5 м у предыдущего поколения), увеличится срок службы (до 40 лет). Но главное: это будут корабли уникального, двухосадочного типа.
Суть идеи в том, что большинство нынешних атомных ледоколов предназначены для работы во льдах открытого моря. Могут пробиться до полюса или проложить путь каравану обычных судов. Но они не способны зайти вглубь материка, миновать устья рек. Потому что благодаря особой конструкции и огромной массе корпуса у них слишком низкая осадка, велик риск зацепить речное дно. Второй тип ледоколов (суда «Таймыр» и «Вайгач») созданы как раз для речных работ. Но это весь их удел, в море плотные льды они не пробьют.
Новый проект получит переменную осадку. Благодаря этому сможет работать как на трассах Северного морского пути, так и в устьевых районах. Второй момент, как оказалось, энергетическую установку не обязательно делать слишком мощной. На эту идею инженеров натолкнул инцидент с атомоходом «Сибирь». Однажды знаменитое судно натолкнулось на громадную льдину, частично выползло на неё и накренилось на 20 градусов. Изучив подробности происшествия, специалисты поняли – нужно менять форму корпуса ледокола. Когда рассчитали оптимальный вариант, цифры показали революционный эффект. Только за счёт изменения обводов удалось увеличить проходимость льда в 1, 5 раза. Иными словами, если бы корпус остался прежним, чтобы получить тот же эффект, мощность реактора пришлось бы нарастить на 50%.
Так что новая серия ледоколов обещает грандиозный прорыв. Конечно, техника не дешёвая, головное судно обошлось в 32 млрд руб., в общей сложности выделено 90 миллиардов.