Минздрав громит российскую курортологию
№ () от 20 сентября 2017 [ «Аргументы Недели » ]
«АН» несколько раз писали о скандальном решении главы Минздрава Вероники Скворцовой внезапно разорвать контракт с директором ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии» (РНЦ МРиК), главным специалистом Минздрава России по санаторно-курортному лечению, доктором медицинских наук, профессором Мариной Герасименко. Вместо уважаемого учёного она прислала некую Наталью Старцеву, не имеющую никакого медицинского образования. Чтобы не повторяться, рекомендуем посмотреть материалы «Здравозахоронители» (№11 от 23 марта 2017 г.), «Кто контролирует Минздрав – министр или жульё?» (№12 от 30 марта 2017 года) и «Два лица Вероники Скворцовой» (№21 от 1 июня 2017 г.).
Путин Скворцовой не указ?
Решение это можно назвать незаконным. Потому что научным учреждением не может руководить человек без профильного образования. А у Старцевой его и близко нет. (См. справку «АН»).
Доктора Герасименко довели до больничного и сразу после его закрытия выкинули из центра, который Марина Юрьевна со своей командой подняла из руин.
В августе 2014 г. министр здравоохранения Вероника Скворцова пригласила Марину Герасименко собирать осколки советского курортного наследия. Под её руководством началось формирование нормативной базы по лечению и реабилитации, под крыло государства в лице центра стали возвращаться потерянные было санатории и курортные базы. По приказу Минздрава жителям страны стали активнее предлагать путёвки.
Под научную и практическую работу центру к уже имеющейся базе в центре столицы – на Новом Арбате, а также в Московской области и Геленджике передали ещё несколько объектов в Железноводске, Ессентуках, Кисловодске. Этим, похоже, подписали ему смертный приговор.
Да, имеется вроде бы чёткая позиция Минздрава, выраженная в пресс-релизе. «Минздрав не рассматривает варианты передачи центра в оперативное управление или его приватизации, поскольку «Центр МРиК» является главным национальным центром санаторно-курортной реабилитации больных и выполняет ряд экспертных функций, связанных с целебными источниками, а также ведёт научную деятельность в области медицинской курортологии».
Но когда у нас это кого останавливало? Глаз на все эти объекты положили владелец «заводов, газет, пароходов» и АФК «Система» В. Евтушенков, не так давно побывавший под домашним арестом за финансовые фокусы,и ряд пока остающихся в тени чиновников Минздрава и Росимущества.
Злые языки называют происходящее в центре предпродажной подготовкой. Это непросто. Надо поменять статус центра с ФГБУ на автономное учреждение. Но этот фокус вполне решаем с поддержкой свыше. Скворцову, похоже, нисколько не волнуют слова президента, сказанные им на Президиуме Госсовета летом прошлого года: «Создавая условия для бизнеса, для притока частных инвестиций, мы не должны забывать о главном: санаторно-курортный комплекс призван эффективно работать на сохранение и укрепление здоровья граждан России и его услуги должны быть доступны для людей с самыми разными доходами». Для Скворцовой это «люди», которые среди президентов давно выбрали красующегося на стодолларовой купюре Бенджамина Франклина.
Открытое письмо
О том, какой ад творится сегодня за стенами центра под руководством профнепригодной Старцевой, рассказывает в своём письме в редакцию доктор медицинских наук, профессор Виктор Иванович СЕЛЕДЦОВ.
«До последнего времени я считал информацию прессы о возможной многоступенчатой приватизации РНЦ МРиK далёкой от истины. По большому счёту центр уже выходил из финансового кризиса, и Минздраву не было смысла терять такой ценный актив. Кроме того, было уж слишком очевидным, что Евтушенков (или другой олигарх), пожелавший взять центр в своё управление, не собирается облагодетельствовать Минздрав и улучшать российское здравоохранение. Однако, к глубокому моему сожалению, я, по-видимому, ошибался. Если раньше были предположения о задачах и действиях нового директора центра Старцевой Н.А., то сейчас мы имеем на руках следующие факты.
Директором заблокированы заявки отдела диагностических технологий на выполнение научных лабораторных исследований по государственным программам, финансируемым МЗ РФ. Заблокированы заявки на приобретение реагентов из средств, выделенных ранее на 2017 г. на научные исследования в рамках утверждённой государственной программы. Многим научным сотрудникам предложено уволиться. Директор вынуждает сотрудников писать заявление об уходе, не подписывая без этого заявление на очередной (запланированный) отпуск (представьте, у вас куплены билеты на самолёт на всю семью, забронирована гостиница, планы – и всё это рушится).
Eщё один «инновационный управленческий подход» – загрузить сотрудников ненужной работой (например, внеплановыми отчётами непонятного назначения), а её невыполнение сделать поводом для шантажа или увольнения (либо сотрудник сам уволится, осознавая бессмысленность своего труда).
При личном общении директор прямо говорит, что если вы работаете в центре за такую нищенскую зарплату, то, значит, воруете. Для неё не факт то, что в науке существует многоканальное финансирование и воровать практически тут нечего. В целом в её кадровой политике прослеживается чёткая стратегия – уволить инициативных сотрудников, за счёт уволившихся поднять зарплату остальным – менее инициативным сотрудникам. Понятно, что с последними серьёзную науку и инновации не сделаешь, зато управлять ими проще.
Новый директор сразу же стала труднодосягаемой не только для рядовых сотрудников, но и для руководителей подразделений. Никто не знает её электронной почты, не говоря уже про номер телефона. От записи на приём до приёма проходит 3 недели. В центре, по сути, перестал существовать оперативный механизм управления.
По своим профессиональным качествам Старцева Н.А. – это идеальный секретарь директора не очень крупной компании. У неё нет своего узнаваемого профессионального лица. До сих пор на госслужбе она только исполняла поручения центральной власти по распределению бюджетных средств в регионах. Понятно, сейчас ей поручили зачистку активов для передачи центра под новое управление (уничтожение научной лаборатории – это первый и логически выверенный шаг в этом направлении). Но она растеряна и явно чувствует себя не в своей тарелке: разрушать – не созидать, но при этом нужно соблюдать приличия, постоянно объяснять свои действия заботой о здоровье граждан и, самое главное, брать ответственность на себя. Этим можно объяснить мероприятия, которые иначе как глупостью не назовёшь: возникли трудности с прохождением в центр через вахту наших коллег из других медицинских учреждений; стала проблематичной работа сотрудников в выходные дни; студенты медицинского университета фиксируют приход и уход сотрудников; делаются новые посты охраны, которые ничего не охраняют; без разбора увольняются врачи, работающие на неполную ставку; запрещается вход в центр ещё не уволившихся сотрудников; разрастается административный аппарат, за счёт людей, никогда не работавших в медицине; и т.д. и т.п.
По некоторым косвенным признакам (информационные вбросы о том, что центр вот-вот станет ведущим и великим во всех отношениях, заявления руководства о значимости науки и др.), проявившимся буквально в самое последнее время, можно предполагать, что передача центра в частное управление будет отсрочена, в центр дополнительно закачают большие бюджетные средства. И только после этого можно будет вернуться к этому вопросу.
В целом в самом центре Москвы происходит то, что, к сожалению, стало уже банальностью для нашей страны. Всё же я надеюсь, что Минздрав в своих действиях будет в большей степени руководствоваться общественными интересами, а не интересами олигархов. Пока ещё не упущена возможность не только сохранить РНЦ МРиК (новое название ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии») научным медицинским центром МЗ РФ, но и усилить его инновационные позиции в российском здравоохранении».
Справка АН
Наталья Старцева родилась в 1975 году. В 1998 году в Москве окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «организация и технология защиты информации». С 1996 по 2012 год работала на различных должностях в частных компаниях. С 2012 по 2014 год была директором территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области. В 2014 году успела поработать заместителем начальника управления организации ОМС ФФОМС РФ. Затем был ТОФМС Крыма. И должность зампреда правительства Сахалина. С 1 декабря 2016 года стояла в листе ожидания на новую должность.
От редакции. Мы вновь направляем материал на эту тему в профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации. А также в администрацию президента. Пора разобраться, зачем и на каких условиях в Минздраве саботируют решения президента Путина накануне выборов президента, в которых он будет участвовать.