> Рыба номер один - Аргументы Недели

//Экономика 13+

Рыба номер один

№  () от 13 сентября 2017 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]

Минсельхоз подвёл первые итоги минтаевой путины 2017 года. Население в массе смотрит на минтай с некоторой прохладой, и напрасно. Это наша рыба номер один, даёт 36% общего улова.

Cчитайте сами, в 2016 г. Россия привезла на берег рекордные 4, 7 млн т разнообразных морепродуктов, на 5, 5% больше, чем годом ранее. Из них минтая было 1, 7 млн т (против 1, 5 млн т в 2016 году). Валютное значение этой рыбы ещё выше. В общем объёме рекордного прошлогоднего рыбного экспорта, который добрался до 1, 9 млн т, на минтай пришлось 782 тыс. т, то есть более 40%.

Для сравнения: все остальные страны, вместе взятые, в 2016 г. добыли 7, 5 млн т минтая, то есть у нас почти четверть мирового пирога. Доля родного для этой рыбы дальневосточного региона в добыче громадна, почти 60%. Минтая на наших дальних восточных морских границах ловят втрое больше, чем лосося.

Как идут дела с минтаем в 2017 году? На днях подвели итоги охотоморской минтаевой экспедиции, основной по этой рыбе. Всего на минтае работало 74 судна, из них 52 крупнотоннажных. Вообще в 2017 г. крупнотоннажный флот РФ добыл 80% всего объёма минтая (и сельди). Это отличная цифра, поскольку, по статистике, экономическая отдача от крупных судов на 20–30% выше, чем от среднетоннажных.

Большая часть кораблей, 38 штук, сосредоточилась в Западно-Камчатской подзоне, где уловы достигли 200 т в сутки. В Камчатско-Курильскую зону вышло 29 судов, на Северные Курилы – семь. Работать было непросто, всю весну флот трепали штормовые ветра, вдобавок долго не отступала ледовая кромка, возникли труднопроходимые смёрзшиеся поля битого льда. В итоге улов на Дальнем Востоке вышел рекордным. Он превысил прошлогодний на 55 тыс. т, уже к лету достиг 940 тыс. тонн. При этом рыбаков радовали отменные промысловые размеры минтая, массово шла рыба длиной 38–45 сантиметров.

В общем с запасами и добычей рыбы номер один в нынешнем году всё просто отлично. Другое дело – мы по-прежнему разбазариваем это морское сокровище. «В прошлом году только в Китае из российского сырья произвели 450 тыс. т филе минтая, это около 40% мирового производства. 90% минтая в России приходится на мороженую рыбу, тогда как в других ведущих странах потребляют такое же количество в виде филе и фарша», – в который раз отметило Росрыболовство в сентябрьском докладе о состоянии отрасли.

Речь о десятках миллиардов рублей упущенной прибыли. Тут типичный пример, позорная ситуация с крабовыми палочками, которые делают из минтая. Они на 70% по-прежнему импортные. Пару лет назад Минсельхоз обнаружил в РФ дефицит крабовых палочек, спровоцировавший бурный рост цен на этот нехитрый продукт. Спрашивается, как вышло, что страна, которая добывает по 11 кг минтая на каждого жителя в год, больше всех в мире, хотя бы в принципе могла пострадать от дефицита продуктов минтаевой переработки?

Тут начинаются откровения. Мы по-прежнему массово продаём за рубеж дешёвый сырой минтай в тушках. Например, гигантские поставки, по 200–250 тыс. т в год, идут в Южную Корею по межгосударственному соглашению. Там блюда на основе нашего минтая давно стали основой меню в государственных школах. Этой стране остро не хватает своего продовольствия, а детей кормить надо. Чтобы сэкономить, корейцы берут только самый дешёвый минтай, так называемые рыбные колодки (тушки с головой и потрохами).

Другие крупнейшие покупатели российского минтая – США и Китай. Эти страны в громадных объёмах выпускают из минтая сурими – перемолотую рыбную массу. Затем её отправляют на экспорт, уже по другой цене. Если минтай на мировом рынке оптом идёт по 1, 5–2 долл. за килограмм, то сурими стоит в 2–3 раза дороже. В прошлом году США, самостоятельно не выловившие ни тонны минтая, экспортировали 160 тыс. т минтаевого сурими, КНР поставил за рубеж более 100 тыс. тонн.

Тут стоит вспомнить заявления, которые последние полтора десятилетия то и дело повторяли на самом высоком уровне. О том, как важно развивать глубокую переработку рыбы, чтобы зарабатывать в разы больше и не выглядеть мировым сырьевым посмешищем. Также напомним о принятой ещё в феврале 2013 г. госпрограмме развития рыбной отрасли до 2020 года. В обмен на госфинансирование в 83 млрд руб., по 10–12 млрд руб. в год, правительство рассчитывало за восемь лет построить перерабатывающие мощности на 310 тыс. тонн. Из них 150 тыс. т мощностей должны были появиться до 2017 года. Пора выполнять обещания.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте