> ТОРы без заторов - Аргументы Недели Владивосток

//Экономика

ТОРы без заторов

№  () от 30 августа 2017 [ «Аргументы Недели Владивосток» ]

ТОР – территории опережающего развития появились как инструмент развития Дальнего Востока в 2015 году. Они создаются в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития». В первые три года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе. На сегодняшний день их уже 16, четыре из которых сформированы в Приморском крае, это ТОР «Надеждинская», ТОР «Михайловский», ТОР «Большой Камень» и ТОР «Нефтехимический» в Партизанском районе. Федеральный бюджет на развитие инфраструктуры ТОР направляет немалые средства. А масштабные бюджетные вложения, как показывает многолетняя практика, всегда привлекают коррупционеров.   Еженедельник «Аргументы недели. Приморье» в рамках проекта «За порядок без взяток», реализуемого при поддержке администрации края, с помощью специалистов решил разораться, как организована профилактика коррупционных проявлений на территориях опережающего развития.

На совещании о предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке в 2015–2017 годах, состоявшемся в мае, председатель правительства страны Дмитрий Медведев отметил, что из федерального бюджета на развитие инфраструктуры ТОР в регионы уже вложено порядка четырёх с половиной  миллиардов рублей. «На ближайшие годы предусмотрено ещё тридцать миллиардов. И ещё около двадцати миллиардов  будут направлены за счёт бюджетов регионов, муниципальных образований и некоторых внебюджетных источников. На эти деньги мы строим дороги, энергосети, коммунальную инфраструктуру, решаем целый ряд других задач», – подчеркнул глава кабинета.

При этом Дмитрий Медведев акцентировал внимание на том, что «каждый бюджетный рубль необходимо тратить рационально и постараться получить максимальную отдачу для людей, которые живут в регионе, в виде новых рабочих мест, в виде создания современной инфраструктуры, которая нужна не только для производственного, экономического развития, но и просто для перемещения людей, чтобы им было комфортно жить и работать».

Глава правительства также поставил задачу укрепить доверие инвесторов. «Компаниям, которые зашли в территории, важно оказывать всестороннюю поддержку. Это и задача институтов развития Дальнего Востока – сделать так, чтобы инвесторы избежали вакуума в администрировании, в хозяйственном плане», – отметил Дмитрий Медведев.  Для решения этой задачи созданы четыре института развития: Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Фонд развития Дальнего Востока.

Однако риски высоки. Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Юридической школы ДВФУ Виталий Номоконов в свое время отмечал: «Американский бизнес очень хочет работать на Дальнем Востоке. У меня был разговор с американским генеральным консулом. Он спросил: «Что посоветовать американским бизнесменам, которые хотят войти в рынок на Дальнем Востоке?». Я ему сказал: «Для этого нужно работать только с теми, кто строго соблюдает законодательство». Где американские инвестиции? Их нет». По мнению профессора, одна из причин этого – коррупция. Раньше, в начале 2010-х размеры этого зла были просто пугающими, сейчас, когда начата системная борьбы с взяточниками и мздоимцами, она вроде пошла на убыль. Во всяком случае, об этом говорит статистика. Только цифры это лукавые, считает генеральный прокурор России Юрий Чайка. По его мнению, для снижения числа выявляемых коррупционных преступлений объективных причин нет.

С главой надзорного ведомства согласен лидер «Справедливой России» Сергей Миронов: «Опыт показывает, что когда такие решения (о территориях опережающего развития – прим. АН) принимаются, очень часто находятся те, кто ищет какие-то лазейки для осуществления своих меркантильных, а отнюдь не государственных, интересов. Государство хочет, чтобы территория развивалась, а кто-то под видом радения за такое развитие, стремится для себя землю заполучить по бросовой цене. Вот это мы будем пресекать». 

Ещё более радикального мнения придерживается депутат Народного Хурала Республики Бурятия Баир Цыренов. По его мнению, коррумпированные чиновники не дадут развиваться Дальнему Востоку. «Как ни возьмём какой-нибудь крупный проект в стране – от Крымского моста до космодрома в Амурской области, – то по факту увидим, что на гигантские стройки уходят колоссальные государственные деньги, сами стройки затягиваются и только возникает множество проблем. Пока коррумпированное государство существует в нынешнем виде, системные серьёзные вопросы будут провалены», – уверен Баир Цыренов.

С мнением народного избранника из соседнего федерального округа не согласна Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина. Она предлагает различать чиновничью волокиту и коррупцию. Не слишком поворотливая чиновничья машина, отмечает Марина Анатольевна, была, есть и, видимо, останется. Но с ней можно и должно бороться. Об этом, кстати, говорили и на совместной коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства по развитию Дальнего Востока, прошедшей в Хабаровске 29 июня 2017 года, заметила омбудсмен.

«Генпрокурор потребовал от своих подчинённых решительно пресекать факты волокиты, незаконные отказы должностных лиц государственных органов в предоставлении инвесторам земельных участков, в выдаче им разрешительной документации в сфере строительства и технических условий на присоединение к коммунальным сетям. А факты коррупционных деяний получили уголовно-правовую оценку. Так, по факту хищения в Хабаровском крае средств, инвестированных в железнодорожную инфраструктуру, и  по фактам мошенничества на сумму более ста шестидесяти трёх миллионов рублей возбуждено восемь уголовных дел», – рассказала Марина Шемилина. При этом омбудсмен отметила, что за её пятилетний опыт работы уполномоченным по защите прав предпринимателей в крае к ней ни разу не обращались с жалобами на вымогательство или даже намёками на это. Марина Анатольевна также уверена, что коррупция – зло обоюдоострое, и очень многое зависит от личной позиции предпринимателя: «Никогда не следует идти на компромисс, пусть даже последствия лягут тяжёлым бременем на ваш бизнес. Поверьте, проверено личным опытом. Коррупция держится исключительно на человеческой слабости».

Кстати, успешно противостоять корысти помогает гласность. Как подчёркивалось на том же заседании коллегии Генпрокуратуры и Минвостокразвития в Хабаровске, для противодействия коррупции необходимо «использовать потенциал Общественных советов, региональных объединений предпринимательского сообщества, средств массовой информации и возможности Всероссийского дня приёма предпринимателей».

Памятуя о, скажем так, не очень большой любви чиновников к огласке, председатель президиума Приморского регионального отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Илья Куськало рассказал нам о странно похожем на коррупционное проявление случае.

«В Ассоциацию молодых предпринимателей часто обращаются собственники малого бизнеса с жалобами на проявления несправедливости со стороны государственных и муниципальных структур. Вопреки распространённому мнению, проблемы, связанные с коррупцией, не всегда исходят со стороны правоохранительных или контролирующих органов. Иногда они появляются там, где их совсем не ждёшь. Вот один из примеров.

В конце 2016 года директор компании, занимающейся поставками продуктов питания в больницы, детские сады и другие муниципальные учреждения Приморского края Наталья Д. (свою фамилию предприниматель просила не называть) нашла на сайте Государственных и муниципальных закупок аукцион и два запроса котировок на поставку сухой белковой композитной смеси, предназначенной для нужд двух больниц – во Владивостоке и Уссурийске (смесь является компонентом блюд для питания больных, находящихся на стационарном лечении). Найдя поставщика нужной продукции в Приморском крае и проверив все необходимые документы, Наталья подала заявки на аукцион и отправила документы по обоим запросом. В обоих случаях победителем стала её компания и с ней были заключены договора на поставку сухой белковой смеси. Однако уже через несколько дней представители одной из больниц связались с главным бухгалтером компании и сообщили, что закупать сухую белковую смесь они не будут,  так как, по их мнению, она не соответствует требованиям в виду отсутствия свидетельства о государственной регистрации, хотя в техническом задании к государственному аукциону данное требование отсутствовало. При этом обе не связанные друг с другом больницы прислали письма об отказе от дальнейшей работы с одинаковым текстом. Чтобы не портить отношения с одним из медицинских учреждений, Наталья согласилась на прекращение действия договоров по обоюдному согласию.

Но со второй больницей договорится не получилось – они в одностороннем порядке расторгли контракт и отказались возвращать компании сумму обеспечения. При этом после жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) справедливость была восстановлена – ведомство встало на сторону предпринимателя и нашло нарушения в действия администрации медучреждения. Однако, как позже сообщили директору в частном разговоре представители больницы, инициатива исходила не от них, а от Министерства здравоохранения, которое и выдаёт в России разрешительные документы на сухие белковые композитные смеси.

Примечательно, что рынок сухих белковых смесей в России почти на сто процентов занимает один производитель. Также примечательно, что за всё время существования государственного стандарта на сухие белковые композитные смеси не было выдано больше ни одного свидетельства на такую продукцию, на сто процентов соответствующего параметрам, указываемым в технической документации медицинскими учреждениями. Через несколько дней после положительного для предпринимателя решения ФАС России представители этой компании приехали из Москвы во Владивосток и пригласили Наталью на личную встречу, в ходе которой угрожали внести компанию в реестр недобросовестных поставщиков и обанкротить. 

При этом не все медицинские учреждения при размещении технической документации на закупку сухих белковых смесей указывают в списке требований обязательную государственную регистрацию, однако, как показала практика, даже в этом случае конкуренция искусственно ограничивается.

В настоящее время в Арбитражном суде Приморского края идут два разбирательства – по одному из них больница оспаривает решение ФАС России, а во втором компания подала иск к медицинскому учреждению с требованием компенсировать все убытки, связанные с закупкой и поставкой белковой смеси».

Как отмечают эксперты, коррупцию порождают неоправданно большое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлечённых в деятельность органов государственной власти. Мы так жаждали рынка, перехода к рыночным отношениям, так надеялись и верили, что именно рынок способен решить если не все, то большинство из наших многочисленных проблем, что поначалу не считали большим грехом любой заработок. В том числе, когда, рассчитывая получить какие-то дивиденды, люди стали проталкивать своих ставленников на ключевые посты. Это стало доходным бизнесом. Но теперь закон определяет это как стяжательство и корысть.

Сегодня осталось только норму закона сделать нормой жизни.

Александр СЫРЦОВ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте