Аргументы Недели Сахалин → Экономика № 23(565) от 14.06.17

На Сахалине началась борьба с ценами

, 22:44

15.06.2017 06:41:09

 Только чёрное золото не перерабатывают, а заливают в танкеры, увозят на материк и в соседние страны. Стоит отметить, что местный «Петросах» пока только мечтает о том, чтобы увеличить до 20 процентов долю местных нефтепродуктов на сахалинском рынке. С газом ситуация была похожая, но в последние годы тенденция изменилась. К домам стали подводить газопроводы, ставить газовые котлы. Перевели на газ несколько особо загрязняющих ЮжноСахалинск котельных, даже ТЭЦ стала работать на голубом топливе.

Автобусы   перестают дымить

И всё бы шло своим чередом, несколько районов отапливались газом, остальные – углём. Но неожиданно для всех в 2016 году появился чёткий курс на использование газа в качестве моторного топлива и перевод на него даже самые отдалённые котельные. Вот тут, как нельзя кстати, появился проект строительства компанией «ПСК Сахалин» АГНКС (автомобильной газонаполнительной компрессорной станции) и минизавода СПГ (сжижение природного газа). Но где взять такие огромные деньги? Ответ оказался более чем прост. Толькотолько появившаяся Корпорация развития Сахалинской области без замедления согласилась профинансировать большую часть проекта и выделить 701 миллион. Полная стоимость проекта – 824 миллиона рублей. Но такие вливания не напрасны, уже до 2026 года налоговые поступления в бюджет составят около 772 миллионов, а ВРП (валовый региональный продукт) увеличится на 3,6 миллиарда.

Но для жителей Сахалинской области эта статистика остаётся малопонятными цифрами, в чём же реальная польза? С этим вопросом мы разобрались, посетив с сотрудниками Корпорации развития строящиеся объекты и поговорив с руководством компании «ПСК Сахалин». Тем более, был повод – на строящийся минизавод СПГ привезли модули с оборудованием.

По пути на стройплощадку минизавода СПГ, расположенную около газораспределительной станции «Дальнее», от представителей Корпорации узнали о том, что уже сделано благодаря проекту, а что сделать предстоит. С конца 2015 года администрация ЮжноСахалинска взяла курс на модернизацию пассажирских перевозок и транспортной инфраструктуры в целом.

– В прошлом году были приобретены новые автобусы, в том числе 40 автобусов на газомоторном топливе, – сообщил министр экономического развития Сахалинской области Алексей Белик. – Сегодня анализируем парк техники, занятой в обслуживании городской инфраструктуры, на предмет возможности перехода на компримированный газ. Экология – это основа здоровья граждан, поэтому мы за то, чтобы люди жили в комфортной среде. Также газовая революция пробирается в сферу ЖКХ: голубое топливо заменит уголь и мазут в островных котельных, а вся коммунальная техника сменит бензиновые двигатели на газовые.

Эти изменения позволят убить двух зайцев – снизить стоимость услуг ЖКХ и улучшить экологическую ситуацию в городе, в котором, в среднем, у каждого второго есть автомобиль. И любая переведённая на газ машина, хотя и немного, но всё же снижает уровень загрязнённости атмосферы. О котельных можно даже не говорить.

Мал завод,   да удал

На строительной площадке нас встретили исполнительный директор «ПСК Сахалин» Валерий Болтик с главным инженером Александром Зиновьевым. Они как раз начали осмотр прибывшего на остров в контейнерах оборудования для сжижения газа. Контейнеры, как выяснилось, служили не только для транспортировки, но и оказались готовыми к установке на бетонные площадки модулями. Поставь, подключи трубы, электричество – и пользуйся. Всё просто, быстро и дёшево, не нужно строить под них специальные здания. Сам завод, несмотря на свою приставку мини, после того, как его сдадут в эксплуатацию и запустят на полную мощность, сможет производить 12750 тонн сжиженного газа в год, а ведь рядом уже строится второй. Это, по словам Валерия Болтика, позволит не только газифицировать Макаровский район, но и отправлять сжиженный газ на Курилы. А они в нём очень сильно нуждаются. В перспективе, когда котельные других удалённых уголков нашего региона переведут на голубое топливо, «ПСК Сахалин» сможет обеспечить газом и их. После осмотра нам удалось побеседовать с руководством компании и специалистом заводаизготовителя оборудования Сергеем Горячевым.

Всё самое современное

– Мы находимся на строительной площадке, на которой готовится фундамент под монтаж блоков минизавода СПГ, – рассказал Валерий Болтик. – Только что закончили осмотр и приём прибывшего оборудования, скоро должны прибыть и остальные модули. К этому времени должны закончить заливать фундамент под контейнеры. И сразу начнём монтаж и пусконаладочные работы. К концу лета, думаю, закончим.

Сама технология сжижения – полностью наша разработка, все основные элементы системы для сжижения газа также нашего производства. Не обошлось и без иностранных деталей, в частности, в комплекте присутствуют итальянские детали, которым в России нет аналогов по цене и качеству. Но таких в данной системе очень мало. О заводе можно сказать, что это самые современные российские разработки, в России существуют лишь четыре аналога.

Исполнительный директор «ПСК Сахалин» рассказал о назначении заводов, их безопасности и плюсах, которые получит население области после запуска.

– Минизаводы СПГ строятся в первую очередь для реализации программ газификации города Макарова и других труднодоступных районов, таких как Курилы. Также их строительство позволит переделать многие котельные для работы на газе, отчего потеплеет в домах, так как тепла при сгорании газа выделяется в разы больше, чем от сгорания угля. Ко всему прочему это отразится на экологии, и, что самое важное, заметно снизит тарифы ЖКХ. Говоря в целом, этот завод – первые шаги к переходу как отопительных систем, так и морского, наземного транспорта на газовое топливо. Взять ту же Европу и Китай, где практически все морские суда работают на СПГ.

Время первых

После посещения строительной площадки первой и второй очереди минизаводов СПГ нам согласились показать уже построенную АГНКС. Экскурсию провёл главный инженер Александр Зиновьев.

Сама установка расположена в одномединственном модуле. И состоит из фильтров грубой и тонкой очистки для осушки газа, компрессора для сжатия метана в 200 раз, вентиляционной (охладительной установки), блока управления и самой заправочной колонки. После сжатия газ под высоким давлением закачивается в ПАГЗ (передвижной автогазозаправщик) и развозится потребителям. Взять один ПАГЗ на себя может 5000 кубометров сжатого газа, что равносильно пяти тоннам бензина.

Подводя итоги, хочется верить, что благодаря проекту «ПСК Сахалина» и инвестициям Корпорации развития Сахалинской области люди смогут пользоваться богатством недр нашего острова. На горизонте наконецто забрезжила перспектива улучшения экологической ситуации. Ну и, конечно, за то, что именно на Сахалине появится первый на Дальнем Востоке минизавод СПГ и одна из первых АГНКС.

СПРАВКА

Цена на бензин АИ95 составляет 43 рубля 50 копеек, газ – 17 рублей.

Расход у газа немногим выше бензина, но всё полностью перебивается ценой.

Транспортный налог для автомобилей на газе вдвое меньше.

Выброс вредных веществ от газа в девять раз ниже, чем от бензина.

Безусловно, придется заплатить за установку оборудования, но несложно подсчитать, что через год два затраты окупятся.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram