Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Экономика № 16(558) от 27.04.17 13+

Евгений Семенов: «Есть рамки, дальше которых мы не можем пойти»

, 09:01

В апреле этого года представители предпринимательского сообщества Иркутска выступили в публичном пространстве с заявлениями об осложнившихся отношениях с городской администрацией. Подобное происходит не впервые, за последние годы предприниматели несколько раз заявляли об угрозах существования их бизнесу. Каждый раз острый вопрос удавалось если не решить, то хотя бы отодвинуть по времени. «Аргументы недели» в прошлом номере публиковали точку зрения предпринимателей. Сегодня ситуацию комментирует начальник департамента развития предпринимательства и потребительского рынка администрации города Иркутска Евгений Семенов.

— Как выглядит нынешнее противостояние бизнеса и власти с точки зрения власти?

— В этой ситуации мы в первую очередь исходим из требований законодательства. С 1 января 2014 года в Российской Федерации, в соответствии с законом №171-ФЗ, запрещена реализация спиртосодержащей пищевой продукции, включая слабоалкогольные напитки, в нестационарных торговых объектах (НТО). Кроме того, такой же запрет содержит и постановление №313 Правительства Иркутской области.

В Иркутске эти законы распространяются на 1 553 нестационарных торговых объекта, в том числе 332 киоска, 632 павильона, 76 остановочных комплексов и 523 объекта развозной и разносной торговли. При этом не все они расположены на муниципальной земле, более 400 НТО работают на земельных участках, собственность на которые не разграничена, а значит, подчиняются Министерству имущественных отношений Иркутской области.

Все мы живем в одном городе, знаем друг друга, видим ситуацию и понимаем, что долгие годы требование этих двух законов игнорировалось в большей части нестационарных торговых объектов. Речь идет не только о торговле пивом, но и крепким алкоголем, в том числе контрафактным. Трагедия, случившаяся в декабре прошлого года, когда множество иркутян отравилось «Боярышником», в один момент заставила ужесточить проверки. Из нескольких сотен НТО нарушения 171-го федерального закона были зафиксированы в 73 павильонах — в их числе были и те, кто торговал «Боярышником». Существуют протоколы полиции, подтверждающие данные факты. Сейчас арендаторам участков, где установлены эти 73 павильона, направлены уведомления о расторжении договоров аренды.

— То есть договоры сейчас вынуждают расторгнуть не всех подряд предпринимателей, а только нарушителей закона?

— Именно так. Существующие договоры аренды в основном были составлены предыдущими администрациями города. В них предусмотрены две причины расторжения — в одностороннем порядке и за нарушение норм федерального законодательства. За весь прошлый год мы воспользовались пунктом расторжения в одностороннем порядке лишь дважды. Оба случая касались необходимости использования арендуемого земельного участка в целях развития города — обустройства сквера и расширения дороги. Все остальные 73 факта расторжения касаются только нарушения ФЗ №171. Тут действует следующая процедура — мы направляем уведомление предпринимателю, что он нарушил законодательство, просим его в месячный срок освободить земельный участок. Если он этого не делает, то готовятся документы, подается заявление в суд о принудительном освобождении земельного участка. Суд может длиться месяцы и даже, как показывает практика, годы.

Несмотря на эту ситуацию, нарушение предпринимателями ФЗ №171 не означает внесение их в какие-то черные списки, не ставит крест на осуществлении ими дальнейшей предпринимательской деятельности. Мы предлагаем им работать дальше, пока на временной основе нескольких вариантов деятельности. Предприниматели могут торговать в рамках ярмарок, которые мы проводим в городе в очень большом количестве под брендом МУП «Центральный рынок» либо участвовать в проекте Центрального рынка по созданию сети НТО, в которых реализуется продукция, также имеющаяся на рынке. Кроме того, мы даем возможность взаимодействовать с местными крестьянско-фермерскими хозяйствами и предлагать населению их продукцию — овощи, мясо, молоко и так далее.

— Почему предлагаемый нарушителям компромисс носит временный характер?

— Известно, что в Иркутске разрабатывается стратегический документ, определяющий развитие города с точки зрения развития различных форматов торговли. Ничего подобного у нас раньше не создавалось, но назрела очевидная необходимость этого, чтобы навести порядок в сфере торговли и соответствовать федеральному законодательству. Документ называется «Концепция развития торговли в Иркутске до 2027 года», он предполагает также принятие четкой и понятной Схемы размещения объектов НТО. Проект разработанной концепции ранее был разослан предпринимательским сообществам, в городскую думу, региональное минимущество, службу потребительского рынка и так далее. Всем заинтересованным мы предлагаем до 15 мая вносить свои предложения, замечания, активно участвовать в наполнении концепции.

До момента окончательной разработки и принятия этого документа, новой схемы размещения НТО, все предприниматели останутся на тех участках, которые занимают сейчас. Затем будут объявлены аукционы на аренду участков, и те, кто намерен работать дальше, будут в них участвовать.

— Почему так важно идти именно этим путем, по сути перетряхивая сложившуюся за долгие годы систему?

— Как бы это ни было удивительно, но Иркутск сегодня является одним из лидеров в стране по количеству НТО на 10 тыс. жителей. В списке лидеров рядом с нами — только крупные мегаполисы, например Санкт-Петербург. Мы видим, что представляют собой наши павильоны: где-то они выглядят удовлетворительно, где-то просто средне, где-то ужасно. Это не красит город. Однако мы понимаем, что там работают люди, кормят свои семьи, поэтому мы не сносим никого бульдозерами.

Наше желание привести в порядок сферу нестационарной торговли отталкивается не от силовых методов. Разрабатываем концепцию, просим участвовать всех желающих. При этом концепция — это не мое личное понимание, где должен стоять тот или иной павильон. Существуют требования федерального законодательства о минимальном обеспечении жителей продуктами питания и другими товарами народного потребления. Задача удовлетворить такое обеспечение — на плечах местных органов власти. Если смотреть на ситуацию в Иркутске, то наблюдаются явные перекосы — в каких-то местах количество торговых площадей зашкаливает, а в некоторых районах не дотягивает и до 15% от необходимого. Наша цель — устранить эти перекосы. При этом никаких других законных механизмов встраивания НТО в новую концепцию и схему размещения, кроме аукционов, просто не существует.

— Предприниматели опасаются, что не смогут принять участие в этих аукционах на справедливых условиях.

— Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать максимально прозрачные условия участия в аукционах, сделать так, чтобы выходить на них могли только индивидуальные предприниматели, а не торговые сети. Заключенные договоры аренды будут носить долгосрочный характер, заключаться на 10 лет. Если за этот период предприниматель не нарушит законодательство, то он автоматически получит преимущество при пролонгации договоров аренды.

— Что потеряет Иркутск в результате нововведений — павильоны с доступными продуктами, рабочие места, арендные платежи в бюджет?

— Ничего из перечисленного. Концепция предусматривает максимальное разнообразие форм торговли, у нас нет задачи поддерживать крупный бизнес, потому что мы прекрасно понимаем: крупные супермаркеты убивают малый бизнес. Концепция для того и пишется, чтобы в жилых районах наряду с большими магазинами работали и мелкие торговые точки, реализующие самые разные товары, конкурентоспособные по ценам и качеству. Те, кто сегодня торгует алкоголем, в новую схему однозначно не вписываются.

Что же касается потерь городского бюджета, приведу аналогию по ситуации с уличной рекламой. Сейчас она приносит городу порядка 60 млн рублей в год, но мы видим массу нарушений — не соблюдаются правила размещения рекламных конструкций. В городе принята новая схема размещения уличной рекламы, мы избавляемся от незаконной, центр будем вообще освобождать от любой наружной рекламы — ситуацию приведем в порядок, на благо Иркутску. Как в этой ситуации считать — город больше потеряет или приобретет?

Когда в конце прошлого года произошла трагедия с «боярышником», у нас был соблазн пойти по пути расторжения договоров с предпринимателями в одностороннем порядке. Но мы не стали этого делать, расторгали только с теми немногими, по которым были протоколы полиции об изъятии алкогольной продукции. Мы доброжелательно настроены к предпринимателям, понимаем, что это жители нашего города, несут важную социальную функцию, но есть рамки, дальше которых мы не можем пойти. Это требования федерального законодательства, которые администрация обязана соблюдать. В ином случае у сотрудников надзорных и правоохранительных органов возникнут законные вопросы к сотрудникам мэрии.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram