Аргументы Недели Иркутск → Экономика № 15(557) от 20.04.17

Игра в одни ворота

, 08:57

Тема взаимоотношений администрации Иркутска и малых предпринимателей, занимающихся торговлей в многочисленных павильонах в спальных микрорайонах и вблизи остановок общественного транспорта, не теряет остроты последние лет 15‑20. Представители этой сферы отстаивали свои права и во времена Владимира Якубовского, и Виктора Кондрашова, продолжают бороться за них и сейчас. Каждый раунд такой борьбы имел под собой актуальное основание, и каждый раз предприниматели «одерживали верх», продолжая свою работу. Впрочем, последние события, касающиеся предпринимательской среды, не оставляют надежд на продолжение деятельности многим микро-бизнесменам. Они, в свою очередь, не оставляют попыток добиться справедливости, обращаясь к журналистам, правозащитникам, высокопоставленным чиновникам, чтобы все-таки наладить диалог с городской властью.

Редакция газеты «Аргументы недели» в Иркутске в рамках своего проекта «Экспертный совет» собрала представителей предпринимательской среды. В качестве экспертов выступали председатель общественной организации предпринимателей Иркутской области (ООП ИО) Ильдус Галяутдинов, заместитель председателя ООП ИО Юрий Кривошеев, председатель совета некоммерческого партнерства «Малые предприятия Иркутской области» Валентина Сокова, руководитель аппарата бизнес-омбудсмена Иркутской области Эвелина Секулович и ведущий «Экспертного совета» журналист Игорь Альтер.

Своя правда

Валентина Сокова напоминает, история взаимоотношений индивидуальных предпринимателей, ведущих торговлю, и администрации города уходит корнями в середину 90-х годов, когда в Иркутске начали массово появляться разномастные киоски и павильоны. Спустя несколько лет администрацией было принято решение привести торговые точки к единому цивилизованному стандарту. Люди брали кредиты, продавали квартиры, вкладывали и деньги и душу в строительство, работали, постепенно улучшали свои объекты, занимались благоустройством. Однако уже тогда, при составлении договоров аренды в них были внесены пункты, которые, по словам Валентины Соковой, с юридической точки зрения, ущемляли права предпринимателей. К примеру, известный пункт 2.2.2. — предприниматель должен освободить по первому требованию арендодателя участок под павильоном. На массовые возражения предпринимателей в администрации отвечали — это необходимо с формальной точки зрения, чтобы не было проблем при расширении улиц, обустройстве различных площадок и так далее. Предприниматели не спорили, благо эксцессов не возникало, торговля велась, налоги и аренда выплачивалась, была какая-то стабильность.

Положение предпринимателей пошатнулось в 2011 году, когда вышел федеральный закон №171, по которому запрещалось торговать алкогольной продукцией вне нестационарных торговых точек. «В тот момент времени мэрия, не долго думая, включила все павильоны сразу в перечень нестационарных. Хотя у нас на руках были документы, выданные ранее, что участок выдавался в аренду под строительство павильонов для стационарной торговли», — делает важное уточнение Валентина Сокова.

Точка преткновения

Спусковым крючком стали события декабря 2016 года, когда в Иркутске произошли массовые отравления настойкой «Боярышника». Случившееся ЧП послужило причиной, по которой, по словам предпринимателей, мэрия без разбору стала расторгать договоры аренды с ними, используя не только ФЗ№171, но и в случае сопротивления со стороны предпринимателя тот самый пункт 2.2.2.

«Я являюсь не только представителем общественной организации, но и участником малого бизнеса, поэтому хорошо знаю, что с начала этого года моим коллегам начали приходить письма счастья о расторжении договоров аренды земельных участков и иски в суды. Много судов закончились расторжением договоров, какие-то тяжбы еще продолжаются, так как, по закону, вся правда на стороне чиновников и закона №171, — говорит Юрий Кривошеев. — Согласен, что в каких-то ларьках и палатках нет условий для торговли пивом. Но любой современный павильон практически ничем не отличается от магазина, он такой же удобный, имеет подсобные помещения, торговый зал, подключен ко всем коммуникациям. При этом по логике федерального законодателя получается, что пиво из павильона — это отрава, а пиво из магазина — эликсир жизни. При такой дискриминации предприниматели вынуждены влачить жалкое существование, так как урезанный ассортимент значительно отражается на выручке».

Еще одной головной болью для бизнесменов стала инициатива администрации Иркутска по разработке новой Концепции развития торговли. По словам предпринимателей, документ предполагает разработку новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, а все владельцы действующих павильонов будут вынуждены на общих основаниях участвовать в аукционах на право аренды земельных участков под нестационарную торговлю. «Получается, что люди, работавшие на своих местах по 15‑20 лет, вложившие в дело много средств, попросту останутся на улице, если проиграют аукцион. Что и говорить — судьба наша пока незавидная, а власть нас не слышит», — делает вывод Юрий Кривошеев.

«Останется подсчитать, сколько человек может затронуть инициатива. Если в городе более тысячи павильонов, являющихся в основном семейным бизнесом, плюс наемный персонал, то это значительное число людей, — предупреждает Эвелина Секулович. — Что же касается обсуждаемой Концепции развития торговли, то это пока только проект, не имеющий под собой статистических данных, серьезных исследований. Его нужно дорабатывать с учетом мнения предпринимателей».

«Во всей этой истории просматривается отношение к малому бизнесу как к некоему агрессору. Самое печальное для нас, что сегодня мы можем сколько угодно искать изъяны и недостатки в действиях власти и считать их лазейками для себя, но завтра чиновники эти недостатки быстро устранят, придадут им силу закона, а потом зажмут нас с новой силой», — считает Ильдус Галяутдинов.

В надежде на справедливость

Юрий Кривошеев считает, что сложившаяся ситуация — отсутствие налаженных механизмов связи между предпринимателями и чиновниками: «Местные постановления, федеральные законы принимаются без учета мнения, изучения ситуации, без попытки войти в наше положение. Одним словом, законодатели и чиновники всех уровней ведут игру в одни ворота. А когда законы вступают в законную силу, то предприниматели испытывают на себе очередные неудобства, отсюда волнения, митинги и так далее. Такую систему надо в принципе менять, если власти действительно хотят, чтобы малый бизнес был опорой экономики».

Юрий Кривошеев убежден: происходящее в очередной раз подтверждает расхожую точку зрения о том, что малый торговый бизнес в периоды экономической стабильности — дойная корова, а во все остальное время — досадная помеха, которую можно «слить» в угоду крупным сетям или задушить дополнительными спорными нововведениями вроде онлайн-касс. «В федеральных СМИ мы много слышим сладких слов о помощи малому бизнесу, на деле же кроме палок в колеса не получаем ничего. А ведь малый бизнес помогает государству избавляться от социальных проблем. Мы создаем рабочие места, платим налоги, вносим вклад в формирование бюджета».

В качестве выхода из ситуации Валентина Сокова предлагает исполнительным и надзорным органам власти провести инвентаризацию всех временных павильонов, чтобы определить — какие подходят под условия стационарной торговли, а какие нет. Необходимо системно подойти к вопросу, чтобы остались работать те, кто этого хочет, кто готов вкладываться и развиваться дальше. «Большинство наших павильонов находятся в жилых массивах, они выполняют роль магазинов шаговой доступности. Сегодня многие люди не могут себе позволить ходить в супермаркеты. А павильоны торгуют той продукцией, которая выпускается местными предпринимателями, малыми предприятиями, фермерами, — приводит аргументы Валентина Сокова. — Давайте сядем за стол переговоров и справедливо решим наболевшие вопросы. Я понимаю, что местная власть регулярно меняется, но необходимо что-то делать с преемственностью, нельзя отвергать то хорошее, что было наработано ранее».

«Кроме того, хотелось бы иметь ясность в вопросах переоформления аренды. Думаю, что будет справедливым дать какое-то преимущество тому участнику торгов, кто этот земельный участок занимал ранее, на протяжении 15‑20 лет, — добавляет Юрий Кривошеев. — Пока местные власти на диалог с нами не идут. При том же Викторе Кондрашове мы встречались чаще, и ясности было больше».

«Сегодня мы имеем определенное решение администрации. Но в ее компетенции принять более взвешенные шаги, не сносить павильоны, не расторгать договоры, приостановить суды. Думаю, для того, чтобы решить эту ситуацию, понадобится публичная огласка социально-экономических последствий данного управленческого решения. А эти последствия могут быть довольно негативными, — резюмирует Эвелина Секулович. — Разрешить ситуацию можно только взвешенным человеческим управленческим решением. Необходимо подойти системно к каждому договору, посмотреть, чем занимается человек, добросовестный ли он или нет, и оставить его работать, надлежащим образом оформить с ним соглашение».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram