Аргументы Недели Иркутск → Экономика № 4(546) от 2.02.17

Дорогой свет в окошках Бурятии

, 08:53

Бурятия буквально умирает с экономической точки зрения. По мнению наших экспертов, к этому ведут высокие цены на электроэнергию, губящие на корню как малый бизнес, так и промышленные предприятия. Оптимизма, по их мнению, не добавляет и нерасторопность региональных властей, неспособных всерьез повлиять на местного монополиста на рынке электроэнергии — ПАО «МРСК Сибири». Газета «Аргументы недели» в рамках проекта «Экспертный совет» попыталась разобраться, в каком направлении необходимо двигаться всем заинтересованным в развитии Бурятии сторонам, чтобы избежать затягивания на ее шее энергетическо-ценовой удавки. В обсуждении ситуации приняли участие депутат городского совета Улан-Удэ, председатель бурятского регионального отделения партии «Роста» Сергей Иванов и доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Сергей Босхолов.

Тарифы превращаются…

Известно, что энерготарифы в Бурятии — одна из самых болевых точек, как для местного населения, так и бизнеса. Тема цен на электричество в республике не сходит со страниц местной прессы и с высоких политических трибун на протяжении многих лет. Своеобразным поводом для регулярного подогрева страстей является уровень тарифов в Иркутской области, регионе, живущем бок о бок с Бурятией. В Приангарье тарифы не просто ниже, чем в республике, а являются самыми низкими по стране.

К слову, примеров такого несправедливого соседства в России не очень много. Кроме пары «Иркутская область — Бурятия» вопиющий ценовой диспаритет наблюдается еще в двух местах: в граничащих друг с другом республиках Калмыкия и Дагестан, а также республиках Хакасия и Алтай.

«Неудивительно, что власти Бурятии неоднократно обращались по вопросу снижения тарифов и к депутатам Госдумы, и к отраслевым министрам, и непосредственно к руководству страны. В итоге в прошлом году президент России Владимир Путин поручил российскому правительству рассмотреть этот вопрос и принять необходимые меры, — напоминает Сергей Иванов. — В свою очередь правительство разработало комплекс мер, направленных на снижение покупки электроэнергии для Бурятии на оптовом рынке, включение республики в другую тарифную зону, снижение сетевой составляющей тарифа и привлечение инвестиций в виде захода в регион крупных потребителей энергии». Кстати, появившееся поручение не было единоличной заслугой республиканских властей. Немаловажное влияние, по мнению Сергея Иванова, оказал «Народный фронт», уделивший ситуации большое внимание.

Так или иначе, но результатом этой деятельности стало снижение с 1 июля 2016 года цены на киловатт/час для населения Бурятии на 18 копеек. Стоит ли говорить, что это стало поводом для региональных властей выставить себя в лучшем свете перед населением? Вот небольшое сообщение, опубликованное в августе прошлого года на правительственном портале Республики Бурятия: «В соответствии с приказом ФАС России Коллегия Республиканской службы по тарифам приняла решение снизить тариф на электроэнергию до 2,87 руб./кВтч для населения». Подобного снижения тарифов на электрическую энергию для населения не было на протяжении последних лет среди всех субъектов Российской Федерации, отметили в Республиканской службе по тарифам. Существенно продвинуться удалось после того, как в феврале 2016 г. на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным глава Бурятии попросил ускорить решение вопроса. Владимир Путин дал соответствующее поручение Правительству РФ. По словам главы республики, это первый шаг по снижению тарифа. Будет продолжена работа с Россетями».

Отметим, что в дальнейшем градус победных реляций со стороны чиновников стал зашкаливать. Дошло до того, что к концу года жителям республики с официального интернет-портала регионального правительства сообщили, что «действующие тарифы на электрическую энергию для населения в Бурятии на уровне ниже средних по Российской Федерации. Об этом свидетельствуют результаты проведенного Республиканской службой по тарифам РБ мониторинга тарифов на электроэнергию для городского населения в разрезе субъектов России». Кроме того, было отмечено, что Бурятия занимает 15-е место из 85 регионов по величине тарифов на электрическую энергию для населения, действующих с 1 июля 2016 года.

Казалось бы, население и представители бизнес-кругов Бурятии должны быть счастливы от осознания факта, что в России есть еще 70 регионов, где электроэнергия стоит еще дороже. Однако комментарии в соцсетях или на новостных порталах свидетельствуют об обратном. Не потому ли, что по результатам других не менее важных рейтингов (инвестиционной привлекательности, качества жизни и др. — АН) Бурятия плетется в группе аутсайдеров?

В петлю для бизнеса

Сергей Иванов отмечает: за мантрами республиканского правительства в духе «тарифы снижаются, жизнь налаживается» скрывается весьма нелицеприятный факт. Речь идет о том, что снижение коснулось только частных потребителей, то есть обычных граждан. Бизнес же — малый, средний, промышленность столкнулся с повышением, сразу более чем на 50 копеек за киловатт/час.

«Понятно, что свои издержки предприниматели будут вынуждены закладывать в конечную стоимость выпускаемой продукции. Неизбежно все это ударит по кошельку потребителей — простых людей. И небольшая экономия на тарифах будет попросту съедена инфляцией», — полагает депутат.

По его словам, иного развития ситуации пока не предвидится. «Что может позволить себе бизнес при такой цене на электроэнергию? У него только один сценарий — попытаться выжить в жестких условиях. Мы уже наблюдаем процессы, когда крупный бизнес уходит из региона, регистрируясь в других субъектах России, а малый просто пытается прятаться в тень, — констатирует безрадостную реальность Сергей Иванов. — И вот результат — по показателю дохода регионального бюджета по налогам на добавленную стоимость у нас произошло падение с 47 до 23 млрд рублей. И это только одно направление. Снижаются и остальные. Избежать резкого падения валового регионального продукта нам пока удается в основном за счет двух факторов — увеличения оборота розничной торговли с Монголией из-за введения безвизового режима, а также хорошей загрузки заказами Улан-Удэнского авиационного завода. Но это не может продолжаться вечно».

«Действительно, занимаясь проработкой вопроса о снижении тарифов на электроэнергию, лоббируя его в хорошем смысле на уровне правительства России, республиканские управленцы забыли проанализировать все аспекты этой темы. Понятно, что тариф нужно было снижать для всех категорий потребителей, а не только для населения, — поддерживает депутата Сергей Босхолов. — Теперь местной власти предстоит бороться с тяжелыми последствиями угасания бизнес-активности. А ведь это сокращение рабочих мест, доходов населения. Смогут ли люди в таких условиях платить пусть даже по сниженным тарифам — большой вопрос».

По его словам, на возникающие сложности для предпринимателей и производителей влияние оказывают не только тарифы, но и инертность региональных властей. «Со стороны власти отсутствует нормальный диалог с бизнес-средой, а предпринимаемые попытки наладить контакт можно охарактеризовать как неуклюжие. Разве это нормально, когда крупнейшие в республике налоговые резиденты переезжают в другие территории, а власть смотрит сквозь пальцы? Правильно ли, что малый и средний бизнес уходит в теневые схемы, но эффективных попыток повернуть вспять этот процесс не происходит? И не нужно забывать, что при всем этом с налоговой инспекции никто планов не снимает. А для того, чтобы собрать требуемый объем, налоговики проводят повторные проверки, доначисления, иными словами, прижимают оставшийся бизнес, пытающийся еще работать на территории Бурятии.

Призрачные надежды

Республиканские власти уже дали понять — поручение президента России будет выполняться и дальше, население может рассчитывать на очередное снижение и в 2017 году. Впрочем, понимая, возможно, что получившаяся цифра может не впечатлить людей, а то и вовсе остаться незамеченной, чиновники и политики решили вытащить на свет еще один козырь. Речь идет об идее, уже неоднократно звучавшей от представителей истеблишмента Бурятии — как правило, накануне значимых выборов. Идея проста и незамысловата — единый тариф с соседней Иркутской областью, известной на всю страну своими низкими расценками на электроэнергию.

Так, в октябре прошлого года глава Бурятии Вячеслав Наговицын предложил губернатору Иркутской области Сергею Левченко перейти на единое тарифное регулирование для снижения стоимости электроэнергии в республике. Кроме того, разговор на эту тему состоялся также между председателем Законодательного собрания Иркутской области Сергеем Брилкой и председателем Народного хурала Бурятии Цырен-Даши Доржиевым. А в декабре на очередной сессии депутаты Народного хурала решили обратиться к коллегам в Иркутской области с предложением по выравниванию тарифов.

Эксперты скептически относятся к возможности реализации инициативы. «Просьба властей Бурятии в принципе некорректна. Дело в том, что энергетическая система Иркутской области по-своему уникальна, так как является юридически независимой от единой энергетической системы России. Это заслуга первого губернатора Приангарья Юрия Ножикова, который не позволил включить «Иркутскэнерго» в состав РАО ЕЭС, регион отстоял позицию в Конституционном суде РФ. Сегодня областные власти хоть уже и не имеют пакета в «Иркутскэнерго», но до сих пор оказывают влияние на процессы тарифообразования, — объясняет одну из причин Сергей Босхолов. — Следует добавить, что в свое время Юрий Ножиков предлагал президенту Бурятии Леониду Потапову и президенту Якутии Михаилу Николаеву присоединиться к инициативе Иркутской области, однако они не решились пойти против позиции РАО ЕЭС и президента Бориса Ельцина. Получается, что морального права претендовать на одинаковые с нами тарифы эти регионы сейчас не имеют. К тому же низкая стоимость электроэнергии в Иркутской области — это своеобразная плата федерального центра за экологический и экономический ущерб, нанесенный Приангарью после строительства ангарского каскада гидроэлектростанций».

Еще один довод, по мнению Сергея Босхолова, заключается в технических и экономических причинах. В Иркутской области ежегодно потребляется 52,5 млрд киловатт/часов электроэнергии. При этом на долю населения из этого объема приходится лишь 9%. Все остальное — это юридические лица, на которых перекладывается бремя перекрестного субсидирования. В Бурятии же потребляется в 10 раз меньше электроэнергии — порядка 5,2 млрд кВт/ч в год, при этом доля потребителей — физических лиц составляет 25%. То есть возможности по перекрестному субсидированию в Бурятии гораздо слабее. Кроме того, энергетики республики хуже борются со сверхнормативными потерями в сетях, этот показатель в Приангарье в несколько раз ниже, что тоже позволяет экономить.

Более того, по словам Сергея Иванова, в республике складывается ситуация, потенциально способствующая неконтролируемому росту тарифов. Депутат отмечает, что региональные власти способствуют процессу передачи в собственность «МРСК Сибири» муниципальных сетей. «Сосредоточив в одних руках и сбыт, и сетевое хозяйство, энергетический монополист получает возможность без всякого контроля со стороны общественности, надзорных органов и при попустительстве властей повышать тарифы, — предполагает он. — Эта схема выгодна энергетическим акулам, невыгодна населению. Странно, что власти идут на подобный шаг. На мой взгляд, это имеет признаки коррупционной сделки».

«Действительно, коррупционные риски в таком соглашении велики. И, несмотря на то, что у нас в стране действуют хорошие законы по противодействию коррупции, конечное «слово» все равно остается за правоприменительной практикой. Меня беспокоит правовой нигилизм, имеющий место на всех уровнях власти. Известные громкие скандалы с губернаторами и министрами подтверждают это», — комментирует Сергей Босхолов.

Сергей Иванов также отмечает, что и заигрываться со снижением тарифов не стоит. «Сегодня ситуация такова, что совокупная стоимость оплаты услуг ЖКХ и энергетиков уже превысила порог возможностей для бедных слоев населения, находится на пороге платежеспособности среднеобеспеченных граждан. С одной стороны, получается, что население работает для того, чтобы хорошо жили управляющие компании и энергетики, а должно же быть наоборот. С другой, если рассчитывать тариф, исходя из платежеспособного спроса, то энергетика быстро рухнет, потому что в Бурятии при отсутствии промышленности, низкой активности бизнеса слишком велика доля потребителей — частных лиц, — полагает он. — Поэтому нужно искать оптимальный вариант, заключающийся в установлении сбалансированного тарифа, учитывающего интересы населения, энергетиков и бизнеса». «А для такого оптимального варианта в первую очередь нужна большая политическая воля по наведению порядка в своем регионе и активность надзорных органов», — добавляет Сергей Босхолов.

В сложившейся же ситуации, вместо того, чтобы уповать на различные соглашения с соседними регионами и на выполнение президентского поручения, власти Бурятии должны предпринять самостоятельные шаги. Один из очевидных, считает Сергей Иванов, — элементарное наведение финансового порядка в республике: «В первую очередь достаточно будет провести мероприятия по снижению расходной части сетевых компаний, содержащейся в тарифе на электроэнергию. Этого не было сделано раньше, и не делается сейчас. А без заинтересованности власти в данном вопросе, без диалога с населением, бизнесом, наукой, энергетиками, без коллективной работы у нас ничего не получится. Каждый так и будет тянуть одеяло на себя».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram