Денис Мантуров и свинцовый король
25 января 2017, 14:44 [«Аргументы Недели», Николай УХТИН ]
Минпромторг создаёт фиктивных «лидеров рынка»
По единодушному мнению ведущих российских игроков на рынке производства свинца, введение планируемого Минпромторгом России лицензирования экспорта этого металла (проект постановления правительства РФ «О лицензировании экспорта свинца необработанного» ID проекта 01/01/12-16/00059773) приведёт к резкому переделу рынка в пользу единственного лоббиста проекта, т.е. имеет явную коррупционную составляющую.
Стратегический металл из подворотни
Весь свинец, который производят в России, это т. н. «вторичный свинец», полученный из отработанных аккумуляторов (80%) и старых кабелей (20%). И идёт этот металл опять же, в основном на производство тех же аккумуляторов (АКБ) и кабелей, плюс на нужды нефтехимической промышленности и цветной металлургии. По оценкам экспертов, в 2016 году было выпущено около 200 тыс. т свинца и его сплавов, из них 100 -110 тыс. т – это внутреннее потребление, обеспеченное на 100% (из них 2-3% на военные нужды) и 90 -100 тыс. т - экспорт.
По разным оценкам, от 60 до 80 (!) процентов свинца «еле терпимого» качества добывается на «сером» рынке, на мелких и технологически отсталых плавильных цехах, проще говоря, кустарным способом в подворотнях. Ни о какой охране труда и соблюдении экологических норм на этих «предприятиях» не знают. Зато хорошо знают про приём аккумуляторов и лом «за нал», про рабочих-нелегалов и фирмы-однодневки для хищения НДС.
Оставшиеся 20-40% - это с десяток новых, современных предприятий с малоотходной, экологически выверенной технологией, выпускающих продукцию, востребованную на мировом рынке.
Казалось бы, направление деятельности радеющего о развитии промышленности и торговли министерства понятно – борьба с серым рынком и всяческие преференции добросовестным экспортёрам. Минпромторг мог бы, например, пролоббировать правовое регулирование розничного оборота аккумуляторных батарей (весьма экологически опасного продукта) по окончании срока их службы. В Германии, к примеру, розничная реализация АКБ законодательно возможна только с обязательной сдачей продавцу использованного аккумулятора для дальнейшей утилизации. Однако.
Мантуров и его команда
Решили пойти своим путём и лоббируют совершенно другие идеи. Реальная цель т.н. лицензирования видна из условий и сроков получения разрешения – по прописанным параметрам специалистам видно, что только одно предприятие в России сможет его получить после 1 февраля 2017 года (01.02.2017 – дата начала лицензирования по проекту Минпромторга). Всё остальные экспортёры или не выполняют уже подписанные контракты и разоряются, или, чтобы спасти экспортные договоры, идут на поклон к искусственно созданному «Свинцовому королю России».
Нельзя не сказать и о сроках т.н. «обсуждения» нововведения. Тихо и без лишнего шума проект постановления был размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 1 декабря 2016. Регламент: обсуждение до 15 декабря, ввести лицензирование с 16 января 2017. СРО (Саморегулируемая организация) у производителей свинца не создано (попытки были, но это отдельная интересная история, а в нашей ситуации это просто ещё один штрих о «вовлеченности» Минпромторга в нужды отрасли) и только по счастливой случайности добросовестные экспортёры узнали о проекте, сумели организоваться и завалить вотчину Мантурова обоснованными отрицательными отзывами.
«ОК, - почитав обращения металлургов, отчитались наверх чиновники отдела цветной металлургии Минпромторга, - В принципе все согласны, просто просят перенести чуть-чуть сроки, на 1 февраля 2017 года, чтобы успеть подготовится…»
Назло маме отморожу уши
Аргументируя введение лицензирования, ведомство Мантурова пишет: «Дефицит необработанного свинца на внутреннем рынке…»
О том, что дефицита нет, и в обозримом будущем не наблюдается, мы уже писали во вводной части этого расследования. Приведённые нами цифры говорят о явном профиците необработанного свинца на внутреннем рынке. А в результате введения дополнительных ограничений по выходу на внешний рынок этот профицит только вырастет.
Но мы ещё не напомнили специалистам отдела цветной металлургии Минпромторга о том, что в Республике Казахстан (т.е. в нашем едином экономическом пространстве!) производится ежегодно 150 тыс. т первичного свинца (Казцинк). Кстати сказать, именно потому, что Россия входит в ЕАЭС, лицензирование и вводится сроком на такой странный срок - 6 месяцев. Чтобы ввести лицензирование на больший срок, надо согласие всех членов ЕАЭС, на что они, члены, в здравом уме, не пойдут – тот же Казцинк 90% своей продукции отгружает на экспорт.
Короче, всем, кроме Минпромторга, очевидно, что в условиях рыночной экономики (особенно в условиях санкций!) нужно всячески стимулировать экспорт, а не вводить для российских производителей необработанного свинца внутренние экономические санкции. При текущем устойчивом тренде на рост котировок на свинец на Лондонской бирже металла, Россия за полгода может потерять $300-500 млн, а в перспективе - и все рынки сбыта за рубежом.
Откуда уши торчат
Теперь о параметрах отбора экспортёров.
По проекту постановления у соискателя экспортной лицензии должно быть «Постановление главного государственного санитарного врача об установлении размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ)», зарегистрированное в Минюсте России.
Дело в том, что из всех экспортёров, чисто по случайности, это самое постановление есть только… да, да, именно у планируемого «Свинцового короля России». Остальные производители свинца работают, заметим, в рамках действующего законодательства (!), по т.н. «расчётной СЗЗ». Доходит до абсурда – ООО «Фрегат» (г. Воскресенск, Московская область), единственный российский завод, чей свинец зарегистрирован на Лондонской бирже металлов (FRGT PB985R), что уже само по себе равносильно гарантии качества мирового уровня – работает по «расчётной СЗЗ».
Идём далее. У соискателя экспортной лицензии должно быть «разрешение на выброс производителем свинца вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух». Но если Минпромторг так заботиться об экологии (предположим), почему в проекте постановления ничего не говорится о сбросах в водоёмы? Ущерб для почвы, воды и воздуха от слива серной кислоты из аккумуляторов несравнимо больше, нежели загрязнение экологии от выбросов. Да, вы опять догадались – с утилизацией электролита из аккумуляторов у «Свинцового короля России» большие экологические проблемы. А вот на АО «Метком Групп» (Зарайск, Московская область) проблема экологической безопасности решена - серную кислоту они полностью утилизируют. И да, «Метком Групп» тоже работает по «расчётной СЗЗ».
И наконец, совершенно удивительное требование: «документ об утверждении для производителя свинца нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Дело в том, что «утверждающий» документ получить в принципе невозможно (нет, возможно, у «Свинцового короля России» такой документ и есть), так как отчётность для субъектов МСП (малые и средние предприятия) по федеральному закону «Об отходах производства и потребления» носит уведомительный характер.
Это коррупция
Приведённые в нашем расследовании примеры – примерно десятая часть возражений свинцевиков на этот проект. Но главное – зачем вообще ещё раз лицензировать деятельность производств, которые уже прошли путь по получению права эксплуатировать опасные производственные объекты? Ведь для того, чтобы законно заниматься производством вторичного свинца, все законопослушные металлурги уже получили необходимые свидетельства, лицензии, сертификаты и прочие правоустанавливающие документы!
Ответ только один, и он не имеет никакого отношения к сфере экономики и поддержки производства, так как относится к банальному лоббизму и коррупции.
Надеемся, что рассказанные нами аргументы свинцевиков помогут правительству РФ принять правильное решение. Даже как то неудобно предлагать выдающимся специалистам госуправления, прежде чем подготавливать, а уж тем более подписывать очередное постановление, взвешивать последствия. С одной стороны – сомнительное обоснование преференции «Свинцовому королю России», с другой – разорение динамично развивающейся, инновационной отрасли цветной металлургии. Ладно, допустим, поддержка инноваций в промышленности не входит в приоритеты правительства, но социальные последствия закрытия предприятий целой отрасли страны можно-то просчитать?
P. S. При подготовке этой статьи были использованы аргументы из отзывов на проект Минпромторга следующих предприятий цветной металлургии России: ООО «Фрегат», АО «Метком Групп», ОАО «УГМК» (пос. Верх-Нейвинский, Свердловская область), ООО «УСК» (г. Екатеринбург).
P. P. S. У предприятия, выведенного в нашем расследовании под титулом «Свинцового короля России», разумеется, есть наименование и владелец. Но публично переходить на личности, памятуя о его поистине королевских лоббистских возможностях (одна только история с СЗЗ дорогого стоит), свинцевики говорить не хотят. Да, собственно, это и не суть важно – ведь для принятия правильного решения правительству РФ достаточно профессиональных аргументов. А этическо-правовую коллизию этого дела оставим, если, конечно, эта история их заинтересует, «компетентным органам».
Читайте также:
Другие новости экономики
См. все новости дня