Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 50(541) от 22.12.16

Народ потянулся к банкам

, 08:44 , Обозреватель отдела Экономика

Не зря про тяжёлые времена порой говорят, мол, просто жесть. Тут можно найти много смыслов, включая тот факт, что население закатало кризис в банку. В прямом значении слова, поскольку и выпуск, и продажи разнообразных консервов – от кильки в томате до тушёнки и консервированных огурцов – в последние два года в России невероятно рванули вверх. Почему они так приглянулись народу?

Закат на подъёме

Росстат подсчитал стоимость новогоднего стола образца грядущего 2017 года. По давней традиции государственная статистика традиционно расставляет на нём далеко не самые изысканные деликатесы. Из всех излишеств – в основном шампанское и апельсины. Зато, по мнению Росстата, народ покупает на Новый год гору консервов, от рыбы до огурцов и горошка – и в банках.

Когда-то это было смешно, но на сей раз статистический вымысел, похоже, не слишком далёк от правды. Консервы сейчас действительно стали невероятно популярны. Например, мясных консервов в 2016 г. выпустят 720 млн банок, рыбных – 520 миллионов. Если сравнивать с цифрами 10‑летней давности, по обоим направлениям – подъём в 1,5 раза.

Что касается причины народной любви к консервам, тут всё не так очевидно. В 2014 г. дело было ясно, потому что консервы, в отличие от большинства остальных продуктов долгое время почти не дорожали, вот их и сметали с прилавков. Производители быстро разобрались, что теперь любо народу, это мгновенно вызвало бурный рост консервного производства.

Теперь, наоборот, с ценами на баночные продукты просто жесть, они явно взяли реванш. По данным Росстата, если сравнивать с новогодним столом годичной давности, за минувшие 12 месяцев рыбные консервы подскочили в цене на 28%, овощные – на 27%. Тут банки вырвались в однозначные чемпионы. Из всех новогодних росстатовских продуктов таким же сильным подорожанием отметился только майонез (причём непонятно с чего). Даже шоколад, который весь год безудержно рос в цене, и тот прибавил только 25%. Что слегка утешает, за год помидоры и куры остались на том же уровне, картофель в 2016 г. подешевел на четверть.

Но речь о консервах. Даже до начала баночного бума последних двух лет консервов в России продавалась гора, в 2012 г. выпустили 8 млрд условных банок. К 2016 г. гора выросла в 1,5 раза, цифра подпрыгнула минимум до 12 миллионов. Если считать по весу, в нынешнем году разошлось более 3 млн т консервированных продуктов. Это, если говорить обо всех, включая мясные, овощные и рыбные банки.

Вдобавок к магазинным консервам примерно 300 тыс. т продуктов население накрутило собственными силами. Не пропадать же дачным ягодам, огурцам и помидорам. Между прочим, знаменитые гостовские жестяные крышки для самостоятельной закатки стеклянных банок расходятся сотнями миллионов в год, причём производят их только в  России и Белоруссии. В итоге выходит, каждый житель РФ за год съедает более 20 кг разнообразных консервированных продуктов. Это заметно меньше, чем в советские времена, но сравнимо с показателями 1990-х годов.

Самые популярные консервы ягодные и овощные, в общей сложности в 2016 г. под крышки закатали более 1,5 млн т ягод и овощей. Что интересно, свежих овощей за минувший год съели намного больше – 14 млн тонн. Значит, солёные огурцы и маринованные помидоры всё же не конкуренты парниковым и грядочным.

Фасоль на миллиарды

Радует, что импорта в овощных консервах всё меньше. К нам давно не возят индийские маринованные огурцы и венгерские перцы, как это было ещё 10 лет назад. На деле 80% овощной консервации давно выпускают в России. Причём во многом производство развивают те компании, которые в своё время заработали огромные капиталы на баночном импорте. Тут ситуация поменялась к лучшему ещё в середине 2000-х гг., когда на юге РФ начали строиться гигантские консервные мощности на 50–100 млн банок в год. Заодно крупнейшие консервные корпорации давно отстроили собственные хозяйства по несколько тысяч гектаров пахотной земли каждое, где сажают будущие баночные горошек, фасоль и кукурузу.

Вторые по популярности среди консервов в России не мясные, но рыбные. Дары моря закатывают под жесть в невероятных количествах, по весу набегает 3,8 млн т при общем улове 4,5 млн тонн. Это вполне объяснимо, потому что основные рыбные места в нашей стране на Дальнем Востоке, тогда как потребители в основном на тысячи километров западнее. Возить рыбу на такие расстояния в банках куда удобнее, порой ещё и дешевле.

Что касается состава, по консервам в первых рядах не килька или шпроты, а классические банки дальневосточного лосося и тихоокеанской сайры. В целом на Дальний Восток, где по-прежнему действуют два десятка крупных консервных предприятий, приходится треть выпуска всех российских рыбных банок. Номер два – Калининград, он производит 20%. Также постепенно поднимается консервное дело на юге России. Удивительный по нынешним временам факт: недавно рыбхоз «Социалистический путь» в селе Порт-Катон Азовского района Ростовской области объявил о строительстве нового консервного завода мощностью 15 млн банок в год. Будут закатывать тюльку, бычка и хамсу.

Мясная самодостаточность

В целом баночные лосось и килька сейчас популярны не меньше, чем в советские времена. Также из консервной классики не сдаёт позиции селёдка. Тем более что сейчас солить и мариновать её принялись все кому не лень. Дело прибыльное, сельдь в ходе закатки в покорившие прилавки прозрачные пластиковые лотки дорожает с оптовых 40–80 руб. до 500–800 руб. за килограмм. Что важно учесть любителям такого продукта. Хотя селёдка в нашей стране ловится отличная, среди бесчисленных видов банок лучше избегать товара неклассического посола, с разнообразными добавками, соусами и прочим. Потому что это отличный способ замаскировать рыбу второй свежести. Между прочим, та же проблема коснулась консервированных кальмара, мидий и т.д.

При этом цены даже на самый сомнительный продукт порой настолько высокие, что далеко выходят за грань разумных объяснений. Даже килька, всегда спасавшая не самую богатую часть населения от лишних расходов, на полках некоторых сетевых магазинов в 2016 г. внезапно превратилась в деликатес стоимостью 80–100 руб. за банку. Тогда как классическую кильку по 15–25 руб. найти стало непросто. Ещё хуже со шпротами, которые на деле та же балтийская килька или салака. Кому они нужны по цене, в декабре 2016 г. подпрыгнувшей до 120–160 руб. за банку? Особенно если помнить, что два последних десятилетия шпроты были очень доступной едой.

Теперь о тушёнке. Можно сказать, она и есть почти все мясные консервы в России. Тушёнка – предмет гордости нашего пищепрома, рецепт состава классической банки, в которой 87% говядины первой категории плюс 10% жира, – стопроцентно отечественная разработка. Да и производители всё те же, что полвека назад. Сейчас крупнейший в России поставщик тушёнки – мясокомбинат из Орска мощностью 80 млн банок в год. Можно сказать, это мировой тушёночный титан. Конкуренты позади с немалым отрывом. Елинский и пара крупных белорусских комбинатов выпускают по 20–30 млн банок мясных консервов.

В целом спрос на тушёнку традиционно рос в трудные времена, падал в сытые. К 2010 г. он замер на отметке 550 млн банок, в 2016 г. подтянулся к 700 миллионам. При этом импорт мясных консервов практически умер, в нынешнем году завезли не более 11 тыс. тонн. Надо сказать, огромный спрос на тушёнку всегда был гарантирован. Не секрет, основные покупатели тут по-прежнему – армия и государственный резерв. Замены не найти, тушёнка уникальна, поскольку хранится до шести лет даже при плюсовой температуре. Точный размер стратегического запаса тушёночных банок в стране – гостайна, но руководство Госрезерва как-то упомянуло, мол, хватит прокормить страну три месяца. По слухам, в последние два года часть тушёночных резервов раскупорили, как это уже однажды произошло в начале 1990-х годов.

В общем, сейчас тема консервов на подъёме, самое время взяться за дальнейшее развитие индустрии. Тем более речь не только о собственных потребностях РФ. Урожаи в стране растут, многие продукты давно в избытке, тут намечается тема масштабного экспорта. Естественно, продавать продукт в банках куда выгоднее, чем необработанное сырьё. Да и внутри страны деньги на кону огромные, в 2016 г. только по овощам продажи консервов достигли 120 млрд рублей. С рыбой и мясом набежит не менее 250 миллиардов. Так что консервы – вечная тема, спрос не убудет ни в какие времена.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram