Герой России Магомед Омарович ТОЛБОЕВ – настоящая легенда в мире авиации. Но известен он не только как лётчик-испытатель, но и как один из основателей и руководителей Международного авиационно-космического салона МАКС, стоящего в одном ряду с такими грандиозными мероприятиями, как авиасалоны в Фарнборо и Ле Бурже. В последнее время вокруг МАКСа сгустились тучи. Причём проблемы эти создаются, как ни странно, теми, кто по роду деятельности должен эти проблемы решать. Об этом с прославленным лётчиком говорил спецкор «АН» Владимир Леонов.
Саботаж
– Президент раздаёт министрам правительства поручения, одно правильнее другого. Но процент их выполнения не превышает 35–40. Что это? Как это расценивать?
– Это надо расценивать как саботаж. Эти люди вышли из-под контроля. Они цинично и открыто подставляют президента. Люди слышат его слова, но хорошо знают о делах его подчинённых. И они не совпадают. Уровень доверия к Путину в народе всё ещё потрясающе высок. И кого-то это явно не устраивает.
– Рычаги влияния на экономику в руках правительства России. Верите ли вы в это правительство?
– Верить можно в Бога. А правительству надо доверять. Верю я в государство Российское. Знаете, я обычный человек из народа, его плоть от плоти и кровь от крови. Я езжу в электричках и слушаю людей. Тридцать шесть лет в них езжу. Знаете, что люди в электричках говорят? Что только сила воли Путина сдерживает кланы в правительстве, чтобы они не передрались и не перегрызли всех нас. Народ прекрасно понимает, кто чего стоит и ради чего все эти люди идут в правительство. Не для служения России, а ради себя, ради своей выгоды. Что касается меня, то я вижу в правительстве только двух министров-патриотов. Это руководитель МИДа Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу.
– А как же ваше ведомство? То есть с которым вы работаете – Минпромторг?
– Знаете, во время встречи доверенных лиц с тогда ещё кандидатом в президенты РФ Путиным я имел честь лично задать ему вопрос. Я спросил: «Владимир Владимирович, наш Минпромторг превратился в торговую сеть. Министерство есть, а промышленности нет». Тогда он обнял меня и сказал: «Не всё я могу сразу». Я его понял. Вскоре Христенко лишился своего поста министра промышленности и торговли. К сожалению, на его место не был назначен достойный человек. Нынешний министр промышленности и торговли Денис Мантуров – это не государственный уровень. Это уровень менеджера среднего звена. Зато он представитель клана. Мантуров, Чемезов, Алёшин – это всё представители клана. Они – шестая колонна в команде президента.
Аргументы Героя России
В сентябре 2017 года будут проходить выставка Russian Expo-Arms в Нижнем Тагиле, салон деловой авиации Jet Expo во Внуково, Международная выставка авиапромышленности и аэропортовского оборудования в Китае и выставка оборонных систем в Англии. Это приведёт к уменьшению числа участников салона МАКС.
Короткий световой день и погодные условия с большой вероятностью дождей негативно скажутся на демонстрационных полётах и посещаемости выставки публикой.
Начало учебного года резко снизит количество школьников и студентов, посещающих выставку, число которых достигает 30%.
Сентябрь характеризуется резким увеличением дорожного трафика, что затруднит доступность авиасалона для автолюбителей.
Всё названное уменьшает количество посетителей на 70–100 тыс. человек и снизит доход авиасалона на 50–70 млн рублей. Не говоря о моральном и репутационном ущербе. Принять такое решение может только человек, предающий национальные интересы России.
– Шестая? Про пятую я знаю, а шестая…
– Про пятую все знают. Это противники в нашем тылу. А шестая гораздо хуже. Они улыбаются, делают умный вид и в то же время подтачивают доверие к президенту и его команде. Они предают президента ради своих корыстных интересов. Не знаю, когда они насытятся. Речь идёт о миллиардах. Поэтому процветает торговля с откатами, а промышленность ползёт как черепаха. В Минпромторге остался только торг, и не осталось прома.
– Можете назвать конкретные примеры?
– Запросто. Возьмём нашу сферу – авиастроение. Ваша газета много писала и пишет на эту тему, спасибо вам за поддержку. Так вот у меня вопрос к Мантурову. Где ваш хвалёный «Суперджет», ради которого вы с Погосяном убили Ил-96, Ту-334, Ил-114 и последующие перспективные проекты? Где тот прорыв в авиастроении, что вы обещали, проталкивая этот самолёт, больше половины которого делается за рубежом?
Где замена Ан-2? Где двигатели ПД-14 и НК-93? Эти двигатели были созданы ещё в 80-х годах прошлого века, но вы и их запороли. Ничего нового, перспективного показать народу Мантуров не может.
Мантуров торгует, не обращая никакого внимания на промышленность. Это люди с психологией торгашей. Они умеют только продавать и покупать, они не умеют создавать, у них образ мышления этого не позволяет. Если посмотреть на интервалы между обновлением авиатехники – это ужасает. Если при Сталине речь шла о месяцах, при Брежневе о годах – то теперь о десятилетиях. Это не прогресс, это катастрофа. Задача этих людей – обогащение, пока они при должностях. Тяни копейку, пока не отогнали от кормушки.
Ил-96, Ил-114 были спасены Путиным, в том числе благодаря и вашей газете. Но что это за система, когда президент вынужден спасать самолёты от собственных министров? Такими людьми должны интересоваться уже не журналисты, а Генеральная прокуратура, Следственный комитет, Счётная палата, Контрольное управление при президенте РФ.
Ростех только сосёт деньги
– У авиасалона МАКС в этом году возникли серьёзные проблемы. Вам удалось отстоять свою позицию?
– Дело не во мне. Да, я один из создателей МАКСа. Но речь о мероприятии даже не государственного, а международного масштаба. За 25 лет мы завоевали огромный авторитет в мире. С 2001 года каждый наш авиасалон посещает Путин – спасибо ему за такую политическую поддержку. У нас побывали руководители многих государств. Речь идёт о чести страны и мощи российской авиакосмической отрасли.
– Почему же, развиваясь такими темпами, без бюджетных вложений, вдруг всё начало рушиться?
– МАКС не рушится. Его пытаются разрушить целенаправленно. Развалив авиапромышленность, эта самая шестая колонна добралась до МАКСа, чтобы добить авиапром окончательно и бесповоротно. МАКС – это ядро, центр, где раз в два года собирается авиационный бомонд всего мира. Сами посудите – каждые два года МАКС приносит один миллиард рублей. Но где деньги, туда и тянутся руки Ростеха. Автопром развалили – теперь наша очередь.
– А что конкретно делает Ростех для МАКСа?
– Вот и мы об этом думаем. Когда 50% его акций были переданы Ростеху, Чемезов торжественно доложил об этом Путину, мы ждали, что начнутся масштабная генеральная планировка и строительство. Вышло наоборот. Первым делом они создали ТВК «Россия» – это звено между МАКСом и Ростехом. Отдали ТВК «Россия» 42 гектара, на которых стоят павильоны МАКСа.
И начались поборы. Ростех не вложил ничего, он только сосёт.
Защищая честь президента
– Раз всё так плохо, почему МАКСу не перейти под эгиду Минобороны РФ? Вроде бы логично?
– Минобороны РФ не имеет к этому процессу никакого отношения. Всё продумано заместителем Чемезова Шугаевым. Начиная с 2008 года я участвовал во всех этапах создания ТВК. Согласно Указу президента, ТВК «Россия» должен был развивать МАКС параллельно с организацией других выставок. На деле же за эти годы происходил обратный процесс. В первую очередь руководство ТВК выводило деньги. Это было их основной деятельностью. В том числе из городской казны выведено более 300 миллионов рублей в виде льготы на налог на землю с абсолютным нарушением закона о льготах. Прокуратура г. Жуковского хранит молчание. Из кассы МАКСа выведено 400 миллионов рублей. Эти деньги вложены в 27% акций нового аэропорта. То есть народные деньги вложили в частный семейный бизнес Шугаева, Алёшина и их подельников.
И вся эта возня с передачей МАКСа в ведение Минобороны и переводом авиасалона из Жуковского в Кубинку – всё для того, чтобы подчистить хвосты этого разбазаривания народных денег.
– Но вы считаете Шойгу одним из немногих патриотов в правительстве. Может быть, под его крылом МАКСу действительно было бы лучше? Тем более что Шойгу активно продвигает идею создания в Кубинке единого кластера Парк «Патриот»? Я, например, могу только приветствовать подобное начинание. Во многих странах проводятся выставки вооружённых сил, где показывают новую военную технику, которой вооружена своя армия. Это патриотическое воспитание молодёжи и укрепление веры народа в армию.
– Парк «Патриот» – это прекрасная идея. Но поймите, МАКС – это площадка, где Россия демонстрирует свои научно-технологические достижения не только в области вооружения, но и в гражданском секторе. А также демонстрирует перспективные разработки на десятилетия вперёд. Там заключаются соглашения на взаимовыгодное сотрудничество самых разных заинтересованных сторон. Это не только патриотическое мероприятие, это ещё и грандиозный бизнес-проект. Тут не только экспозиция для зрителей и показательные полёты пилотажных групп. Тут подписываются контракты на многие миллионы долларов. При всём моём огромном уважении к идее Парка, программа МАКСа значительно шире. Более того, откровенный перекос в сторону военной составляющей может помешать. Всему должно быть своё место и своё время.
Но и министру Мантурову выставка совершенно не интересна. Ему даже не интересно просто поговорить с нами на эту тему. На наше обращение отвечает, что у него есть дела поважнее.
Увы, но судьба МАКСа и его перспектива в руках клана Чемезова и Мантурова. Поэтому я, фактически защищая МАКС, защищаю честь президента России В.В. Путина. Я отстаиваю исполнение его Указа №217 от 20 февраля 2008 года.
Тем временем шестая колонна не мытьём, так катаньем пытается угробить МАКС. Не удалось перевести его в Кубинку? Теперь стараниями Мантурова пытаются сместить время его проведения на сентябрь. Это для МАКСа губительно. Я утверждаю – Мантуров делает это в угоду иностранным компаниям. У меня нет в этом ни малейшего сомнения.