Сегодня о поддержке высокотехнологичных производств и необходимости подготовки квалифицированных рабочих кадров не говорит только самый ленивый. И вроде даже меры какие-то для этого принимаются. Однако на деле крупные промышленные предприятия, такие как Иркутский авиазавод, вынуждены сами готовить себе рабочих. И бьют тревогу — если положение с финансированием профильных учебных заведений региона не изменится, скоро в Иркутской области машиностроителей будет готовить некому и не на чем.
Настолько ли отчаянное положение сложилось в вопросе подготовки кадров для того же авиазавода? И что конкретно нужно сделать, чтобы обучение молодых рабочих, столь необходимых машиностроению и другим отраслям реального сектора, наконец-то было организовано на должном уровне? За ответами мы обратились к директору по управлению персоналом ИАЗ Сергею Полещуку.
— Сергей Георгиевич, для начала давайте остановимся на том, что, кроме имиджевой составляющей, дает Приангарью проект МС-21? Насколько существенно его реализация скажется на развитии региональной экономики?
— МС-21 — без преувеличения, самый значимый проект российского гражданского авиастроения. И несмотря на то, что серийное производство новейшего лайнера на ИАЗ еще только начинается, он уже внес свою лепту в региональную казну: за 2015-2016 годы на нашем заводе создано более 1500 новых высокотехнологичных рабочих мест. А это не только трудоустройство полутора тысяч человек в сложное для экономики региона время. Это еще и около 112 млн рублей дополнительных поступлений в годовой бюджет области только по налогу НДФЛ.
— То есть власти региона должны быть напрямую заинтересованы в подготовке кадров для авиастроения?
— Должны. Но в реальности — все с точностью до наоборот. В подготовке кадров для машиностроения ситуация просто катастрофическая. А ведь это направление, как одно из приоритетных, включено в программу развития Иркутской области. И такие проблемы — не у нас одних. На днях мы участвовали в «Экспертном совете» по вопросам подготовки кадров «для реализации крупных экономических проектов Иркутской области», на котором присутствовали представители нефтехимической отрасли, дорожного строительства и др. И никто из участников не дал положительного отзыва о подготовке рабочих кадров в системе профессионального образования Иркутской области.
— Это очень резкая оценка. Неужели все до такой степени плохо?
— Достаточно ярким примером является Иркутский авиационный техникум. В 2012 году правительство Иркутской области получило в управление лучший в России авиационный техникум. За 5 лет его финансирование в реальных цифрах, с учетом инфляции, снижено более чем в два раза! Никакой речи о развитии материальной базы, использовании в обучении современного оборудования и технологий, обновлении программных продуктов вообще не идет. Техникум поставлен за грань выживания.
По вопросу неудовлетворительного финансирования ИАТ руководство Иркутского авиазавода неоднократно обращалось к губернатору и председателю правительства области. Ответ один: недостаточно средств для финансирования, и у министерства образования все посчитано по утвержденным нормативам. Так ли это? Давайте предоставим судить об этих нормативах вашим читателям.
Не надо быть специалистом, чтобы увидеть, кого сегодня в Иркутской области выгоднее готовить. И ответа на вопрос, почему при недостатке средств многие учебные заведения и специальности финансируются не просто хорошо, а даже избыточно, как не было, так и нет. Вот техникумы и перепрофилируются один за другим. Никого из руководства области не удивляет и не возмущает, что Иркутский техникум машиностроения им. Н.П. Трапезникова готовит не профессиональных токарей, как раньше, а — парикмахеров…
Вот и получается, что поставленная президентом РФ Владимиром Путиным задача по созданию в стране высокотехнологичных рабочих мест, повышению престижа рабочих профессий, подготовке рабочих высокой квалификации — по большому счету остается лишь актуальной дискуссионной темой для бесконечных заседаний разного уровня. А как реализовать эту задачу, если не готовить специалистов для машиностроения и других отраслей? Похоже, это мало кого волнует в Приангарье. Несмотря на то, что организация подготовки таких кадров возложена непосредственно на государственные органы, в том числе на правительства регионов.
— Можно ли как-то изменить ситуацию?
— Надежды на это мы не теряем. Поэтому и обращаемся куда только можно. О сложившейся ситуации мы написали в Народный фронт, а кроме того, насколько я знаю, выпускники техникума готовят открытое письмо президенту России. Вот и к вам обратились именно потому, что верим: с помощью СМИ нам удастся привлечь внимание к этой серьезной, хоть и искусственно созданной региональным министерством образования проблеме.
— А чего вы ожидаете от министерства образования?
— Думаю, что если бы было желание исправить ошибки, то за год это можно было спокойно сделать. Вопрос — почему такого желания нет — надо задавать министерству образования. Что касается руководства ИАЗ, то мы обязаны обеспечить свое производство специалистами. Проработаем все варианты. В крайнем случае будем привлекать из других регионов. Кстати, в том же Новосибирске и в Хабаровском крае региональные власти к своим авиационным техникумам относятся совсем по-другому.