В июле Президент РФ Владимир Путин подписал поправки к закону «О торговле». Согласно ему торговые сети должны будут заключать договоры с поставщиками по новым правилам, а за полгода, до 1 января 2017-го, должны привести в соответствие обновленному закону все действующие договоры. Главный момент этого указа состоит в том, что ретробонусы (вознаграждения ритейлеров от поставщиков) теперь не могут превышать 5%, причем это ограничение включает в себя маркетинговые и логистические услуги. Использование договоров комиссии при поставках продуктов запрещено; сроки расчетов сетей и их поставщиков сокращены до 8–40 дней в зависимости от срока хранения товара. Некоторые крупные ритейлеры предлагали некоторое смягчение указа, в частности, услуги по логистике не включать в его расчет, зато учитывать размер акциза для подакцизной продукции – отмены этого добивались производители крепкого алкоголя. Но услышаны не были.
На руку производителям?
Дело в том, что раньше такой ретробонус составлял десять процентов, плюс крупные сети использовали и другие моменты в своих взаимоотношениях с поставщиками. Теперь по идее ритейлеры должны тщательнее составлять наиболее продаваемый ассортимент, который дает максимальную валовую торговую наценку, а не рекламные или прочие выплаты. И после двух месяцев со дня принятия изменений в закон «О торговле», естественно, интересно, не стали ли крупные сети ограничивать себя в выборе поставщиков и не стали ли некоторые товары уходить с рынка?
- Пока еще рано подсчитывать результаты действия новых поправок в закон «О торговле», поскольку они были приняты только пару месяцев назад, и результаты данного процесса мы увидим, как минимум, к середине 2017 года, по окончании первой волны проверок. – Сказал «АН» Рамиль Каримов управляющий партнер экспертной группы Investpoint. - Судя по всему поправки призваны, в первую очередь, поддержать производителей товаров за счет урегулирования деятельности ритейлеров, минимизировать теневую составляющую конечной цены товара для потребителя и, тем самым, удержать цены для конечных покупателей. Поскольку ранее имел место серьезный дисбаланс взаимоотношений, который ставил производителя на грань рентабельности при большой маржинальности ритейлера. Десятипроцентные ретробонусы, которые поставщики платили сетям за объем продаж, были, фактически, обязательной платой, а оплата оптимального места на полке была крайне завышенной (позже она списывалась по маркетинговым статьям затрат), что, к тому же, приводило к повышению цен на товар, и, в конечном итоге, все это оплачивал покупатель.
Потребитель не пострадает
Однако необходимо учитывать, что в подобной ситуации ритейлер получал неплохую прибыль, но не имел сверхприбыли. Как именно измениться ситуация, представляют себе слабо даже непосредственные участники рынка. Скорее всего, стоит ожидать попыток со стороны ритейлеров обойти поправки и найти альтернативные пути взаимодействия с производителем. Скорее всего, ритейлеры также возьмут на себя часть логистики. Не исключено, что будут искать альтернативных поставщиков товара. На потребительский спрос данные процессы повлиять не должны, Если говорить о категориях товаров, то в большинстве своем они должны остаться на месте. Вполне вероятно некое перемещение отдельных брендов, какие-то отдельные марки товаров могут уйти с привычных нам полок и появиться на новых местах. Скажем, например, один бренд молочных или мясных продуктов исчез из «Перекрестка», но зато появился в «Ашане». Но децентрализация торговли может усилиться, и найти все любимые товары в одном магазине теперь будет еще сложнее.
Цены упадут?
В связи с тем, что крупные сети будут искать альтернативных поставщиков, не сократится ли их количество и не ударят ли эти поправки по малому бизнесу?
Ведь все дело в том, что если раньше поставщики продуктов могли договариваться с сетью, используя бэк маржу (выплаты от скидок, премий и бонусов) как инструмент конкуренции, то сейчас они лишатся такой возможности. Поэтому, как только поставщики окончательно перейдут на фронт маржу, сети начнут требовать одинаковых условий для всех, а размер поставок у всех сетей разный. И это проблема коснется многих, кроме поставщиков с большими рекламными бюджетами, например, производителей мяса и алкоголя, инвестировавших в собственные маркетинг и логистику.
- На данный момент количество поставщиков принципиально не сократилось, но в будущем это возможно. – Считает тот же Рамиль Каримов. - Все зависит от эффективности дальнейших действий со стороны регулирующих структур. В идеальной модели поправки в закон о торговле призваны сделать конкуренцию более прозрачной. При успешной реализации проекта прозрачной конкуренции остается только основной инструмент - цена. Поэтому когда рынок ограничивается только фронт маржой, без какой бы то ни было возможности играть бэк маржой или маркетинговыми затратами, все категории производителей будут вынуждены падать в цене, дабы выдержать конкуренцию. А малый и средний бизнес получит преимущество за счет возможности опускать цены ниже, чем крупные производители, В конечном итоге, это должно привести к определенному удержанию и даже падению конечной цены товара, что, несомненно, на руку потребителю.
Крупный бизнес окажется в выигрыше
Но удастся все это только, если осуществить эффективное урегулирование рынка. В противном случае выиграет только крупный бизнес, что приведет к еще большей консолидации рынка. Если удержать рынок в рамках прозрачной конкуренции не удастся, то крупные производители смогут перераспределить нагрузку и оптимизировать операционные затраты в то время, как среднему бизнесу будет сложнее устоять. При успешной реализации данного проекта выигрывает покупатель, чьи доходы регулярно сокращаются, а накопления заканчиваются. Поскольку сокращение роста цен на продовольственные товары пока не происходит. По данным Росстата цены на продовольственные товары в августе (без учета плодоовощной продукции) выросли на 0,4%. А по отношению к августу прошлого года цены поднялись на 6,7%.
Так что давайте подождем, время, как известно, все расставит по своим местам
«Ашан»: что России хорошо, то Европе – убыток
Несмотря на кризис и некоторые, скажем так, неудобства (или перестройки работы) для крупных торговых сетей, вызванные поправками закона «О торговле», они не теряются на российском рынке, а наоборот стараются вести более агрессивную экономическую политику для завоевания того же рынка.
Взять, например, такую крупную и популярную сеть, как «Ашан». Помимо России этот холдинг осуществляет свою деятельность на европейских рынках и в Азии. «Ашан» убыточен в Европе, поскольку децентрализация ритейла и доминирование «магазинов у дома» там достигла пика. Поэтому ставка «Ашан» была сделана на рынке Центральной и Восточной Европы, а также Азии. Из отчетности холдинга за 2015 г. следует, что более 19% выручки «Ашан» приходится на Центральную и Восточную Европу.
- Позиции «Ашан» в целом остаются очень сильными, особенно на российском рынке, где, в отличие от многих европейских стран, сеть продолжает свое расширение, было открыто целых 33 торговые точки. – Продолжает свой анализ Рамиль Каримов. - Расширение на российском рынке – это инвестиция в него, а отечественный рынок ритейла еще не исчерпал свой потенциал. И в целом, Россия остается довольно привлекательной для инвесторов, несмотря на кризис, поскольку многие из них ожидают роста экономики в среднесрочной перспективе. Многие ритейлеры, как, например, «Эльдорадо», прибегают к стратегии внедрения мультикатегорийности товаров. То есть расширяют список товаров - от продовольственных до бытовых - и увеличивают число онлайн и интернет–продаж. В начале весны на рынке прошел слух о том, что «Ашан», будучи уже мультикатегориальным ритейлером, может запустить сеть дрогери. Дрогери представляет собой небольшой по площади магазин с различными косметическими, парфюмерными, гигиеническими, хозяйственными продуктами, а также бытовой химией и небольшим ассортиментом продуктов питания. Иногда в дрогери также могут продаваться лекарственные средства, которые выпускаются без рецепта. Уже пару–тройку десятков лет они очень популярны в Европе, и, не требуя особых условий для хранения, имеют большой оборот с квадратного метра. Обоснованы эти слухи или нет, покажет время, но данная стратегия могла бы быть удачной.
Читайте также:
Другие новости экономики
См. все новости дня