Как сообщает «Лента.ру» со ссылкой на свои источники, Махачкалинский торговый порт («ММТП») может стать собственностью турецкого портового оператора Yilport Holding, представители которого вместе с предпринимателем Тельманом Исмаиловым ведут переговоры с главой республики Дагестан Рамазаном Абдулатиповым о покупке актива. Официальный представитель Абдулатипова Тамара Чиненная отказалась от комментариев. Помощник руководителя Росморречфлота Анна Мурыгина на просьбу прокомментировать ситуацию вокруг грядущей продажи порта заявила, что «ММТП» действительно стоит в плане приватизации, никаких иных официальных комментариев на сегодняшний день ведомство дать не может.
Как пишет «Лента.ру», «переговоры (между турецкими инвесторами и Абдулатиповым – прим.ред.) находятся на завершающей стадии и скоро Рамазан Гаджимурадович объявит о своем решении».
Ранее глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов в интервью РБК сам подтвердил, что ведет переговоры с потенциальными покупателями. «Мы уже ведем переговоры с определенными людьми, ...которые занимаются, в том числе, портовым хозяйством», – сказал он в интервью РБК. Также он отметил, что выступает за скорейшую приватизацию морского порта.
Проявление интереса со стороны инвесторов к Махачкалинскому порту можно назвать удивительным – в последнее время дела порта идут неважно. Лучше всего это иллюстрируется падением показателей работы «ММТП» – если в 2010 году порт обработал почти пять миллионов тонн грузов, то в прошлом году – только 3.8 миллиона тонн.
Помимо падающих финпоказателей у «ММТП» проблемы в работе с ключевыми клиентами – нефтяные компании недовольны растущим количеством криминальных случаев в порту. Компания «Транснефть» много раз официально заявляла о поступающих к ней жалобах грузоотправителей «в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на терминал АО «Дагнефтепродукт» в порту Махачкала для транспортировки по системе магистральных нефтепроводов (МН) в порт Новороссийск». Другой российский нефтяной гигант - «Лукойл» - из-за постоянных проблем с грузами в порту вдвое снизил объемы отгружаемой через «ММТП» нефти за последние три года. Заявили о плановом сокращении перевалки через Махачкалинский порт и казахстанские нефтяные компании, о чем не так давно сообщил журналистам глава «Транснефти» Николай Токарев.
Эксперты-политологи неоднозначно оценивают возможность передачи стратегического российского порта на Каспии в руки иностранных инвесторов. «Это единственный глубоководный и незамерзающий порт России на Каспии, где, к слову, расположена флотилия МВФ России, - цитирует «Лента.ру» эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова - Именно поэтому его не следует передавать в руки иностранцев как таковых, лучше доверить такой стратегический объект российским собственникам». По его мнению, турецкие инвесторы, заполучив выход в Каспий, смогут дальше выстраивать отношения с близким ему Азербайджаном, а также Казахстаном и среднеазиатскими республиками, и эти интересы не всегда могут совпадать с интересами России.
Близкий к структурам Тельмана Исмаилова источник подтвердил факт переговоров, сказав, что договоренности с главой республики по всем базовым условиям сделки уже достигнуты. Оперативно получить комментарии у представителей Yilport Holding и представителя Министерства транспорта РФ не удалось.
Эксперты не берутся оценить возможную реакцию федерального центра на проведение главой Дагестана этих переговоров – ведь, по сути, Рамазан Абдулатипов ведет переговоры о продаже федеральной собственности.
«Очевидно, что глава Дагестана сейчас занимается не своим делом, договариваясь о продаже Махачкалинского порта. Объект находится в федеральной собственности, и решать его судьбу должен федеральный центр. Да, руководители Дагестана не всегда соглашались с решениями федеральных властей, но границы все же знать нужно», – отметил директор Института глобализации и социальных движений Борис Каргалицкий.