Аргументы Недели → Экономика

«Кредитные ставки 10-11% для инвестиционных проектов МСП – реальность!»

, 11:13

«Кредитные ставки 10-11% для инвестиционных проектов МСП – реальность!»
фото: pixabay.com

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране пытаются решить уже не первый год. Однако каких-то глобальных сдвигов в этой теме долгое время не происходило, поэтому уже начало казаться, что всё безрезультатно. Так к 2015 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляла всего 20%. Сейчас же Президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача увеличить этот показатель до 50% уже к 2020 году.

Ради достижения этих целей, в том числе, была создана Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП). О том, как этот институт собирается помогать развитию МСП «АН» узнали у статс-секретаря, заместителя генерального директора Корпорации Натальи Игоревны Ларионовой.

– Наталья Игоревна, один из основных векторов работы Корпорации МСП – рост доли малого и среднего бизнеса в госзакупках. Насколько сегодня готовы сотрудничать госкомпании и субъекты МСП?

– Пожалуй, цифры лучше всего характеризуют готовность Госкомпаний сотрудничать с МСП. С начала этого года крупнейшие госкомпании федерального и регионального уровня предложили субъектам малого и среднего бизнеса закупки более чем на 530 млрд. рублей! (прим. – по данным на 14.06.2016)

Для того чтобы предпринимателям было легче разобраться в тендерах и принять участие в них, на нашем сайте Корпорации собрана информация по данным закупкам. Там можно узнать какая государственная компания, в каком месяце, что конкретно собирается купить, по какой цене и на какую общую сумму. Каждый из предпринимателей, зайдя на сайт, может увидеть, как раскладывается эта сумма. Нужно просто научиться пользоваться этим инструментом.

Информация размещена не только у нас, но и на сайтах всех органов власти субъектов РФ и ведущих общественных объединений предпринимателей. Сейчас одна из самых важных наших задач именно информационная – показать предпринимателям, что госкомпании их ждут и готовы покупать продукцию.

– Д. Медведев отмечал, что инструмент госзакупок работает, но всё равно нужно повышать прозрачность тендеров. За счёт чего это можно сделать?

– Основной инструмент совершенствования госзакупок – обратная связь с малым и средним бизнесом. Мы контактируем со всеми представителями общественных организаций предпринимателей. Только за счёт информации от бизнеса, с какими трудностями они столкнулись при участии в закупках, мы можем прийти к выводу – связано ли это с какими-то исключительными случаями или проблема действительно носит системный характер. И требуют ли эти проблемы какого-либо решения в законодательстве. В этом плане Корпорация занимает активную позицию. Мы не просто выполняем порученное и следуем законодательству в сфере закупок, но и активно работаем над его совершенствованием.

Вообще закупки госкомпаний вышли на новый уровень. В прошлом году, когда Корпорация ещё не занималась этим вопросом, сумма всех закупок госкорпораций у МСП была около 60 млрд. руб. Это на самом деле небольшая сумма. Проблемы, которые возникали у предпринимателей, носили скорее разовый характер и зачастую оставались просто незамеченными. Поэтому на их основе сделать какой-либо анализ и однозначный вывод было нельзя.

Мы надеемся, что к концу года объём закупок составит более триллиона рублей. Благодаря уже такому масштабу можно заниматься выявлением системных проблем.

– Корпорация планирует создание «Бизнес навигатора МСП», в котором, помимо всего прочего, планируется разместить типовые бизнес-планы. Расскажите об этом инструменте подробнее.

– Бизнес навигатор МСП – это сервис, который расскажет, как и где открыть своё дело. Работу по его созданию полностью финансирует Корпорация – это внушительный объём IT-решений, а также большие затраты на маркетинговые исследования рынка.

Бизнес навигатор МСП будет представлен в открытом доступе. Каждый сможет посидеть (например, вечером после работы), поизучать родной город с точки зрения потенциальных площадок для развития своего дела. Вам будет предложено меню из бизнес-планов. При этом в зависимости от платёжеспособности людей, которые ходят по какой-то конкретной улице рядом с конкретным домом, система сама поймёт нужно ли вам предлагать эконом-вариант заведения или более дорогой. Например, Бизнес-навигатор подскажет, что выгоднее открыть –  условно говоря, кофейню или ресторан.

В этой связи идёт большая работа по сбору информации – ведутся полевые и панельные исследования, подтягиваются данные о средней заработной плате, собираются даже сведения о транспорте и движении людей.

После выбора места и сферы деятельности вам будет предложено несколько бизнес-планов. Причём как франчайзинговые решения, так и расчёты, скажем так, обезличенного бизнес-плана того или иного дела. Затем система сформирует затраты – если это кафе, то будет подсказано сколько столиков, стульев понадобится, сколько всё это будет стоить, и какой примерно будет доход. Вдобавок, Бизнес-навигатор подскажет, какие банки и по каким процентам могут дать кредит для вашего дела, и какие существуют системы поддержки. Например, гарантийные организации, микрофинансовые организации, центры поддержки предпринимателей.

Помимо всего этого система может предоставить информацию о том, на какие правовые нормы стоит обратить внимание, которые вам обязательно нужно будет учесть при открытии своего дела. Например, все мы знаем, что если предприятие работает с едой, то нужны санитарные книжки, или, допустим, какие есть ограничения или требования по площади и лицензиям.

– А сколько типовых бизнес-планов будет представлено?

– Чуть больше 700 видов деятельности –  в том числе кафе, рестораны, парикмахерские. Причём все они будут не однотипные, а разных ценовых сегментов. С 15 июля Бизнес навигатор МСП охватит 76 городов с населением больше 250 тыс. человек. А к концу года в его списке будут уже 169 городов, с населением от 100 тыс.

Наша система действительно станет настоящим навигатором, который будет подсказывать, что нужно сделать и на что обратить внимание, чтобы организовать бизнес. Покажет конкурентов, которые существуют в округе. И не просто покажет – как раз задача системы рассчитать реальность возможности открыть бизнес с учётом конкурентов. Например, она никогда не порекомендует сделать третью парикмахерскую, если в каком-либо доме их уже две.

– Глобальная вещь! Получается, что у неё даже аналогов нет?

– Пока нет. Есть нечто подобное в других странах, но все эти аналоги существуют в упрощённом виде. Эти системы говорят, что неплохо бы открыть такое-то предприятие в таком-то месте, но не рассказывает, как это сделать. Кроме того, они больше ориентированы уже на опытных предпринимателей, а не новичков. Наша же задача в том, чтобы оставить как можно больше подсказок и закладок, чтобы старт бизнеса был наиболее успешным.

– Главная проблема МСП – дефицит финансовых ресурсов. А попытки взять кредит часто заканчиваются неудачей. Зачастую банки даже не называют причин отказа. Как решается проблема недоступности кредитов? Расскажите о так называемой Программе 6,5.

– Корпорация МСП была создана на базе Агентства кредитных гарантий, единственной целью которого была поддержка кредитования. Какие инструменты существуют сейчас? Прежде всего, сохранился функционал «АКГ» в выдаче гарантий, ведь важным элементам получения кредита является предоставление залога-поручительства. У предпринимателя может быть ситуация, когда у него отсутствует имущество для залога или он хочет освободить заложенное имущество, чтобы привлечь дополнительное финансирование. Здесь как раз и помогает Корпорация – мы предоставляем гарантию для банка в 50% от суммы кредита. Если Корпорация работает в партнёрстве с региональными гарантийными организациями, то эта цифра достигает уже 70%. Привлечение залоговой массы – это задача, которая решается. Число предпринимателей, которым Корпорация помогла с гарантией, достигает уже 5 тыс.! То есть это не какие-то разовые случаи, а уже выработанная система поддержки.

Что касается Программы 6,5, то сразу хотела бы обратить внимание, что она рассчитана для кредитов свыше 50 млн. руб. и связанных с инвестированием. Причём независимо от того в какой сфере – это может быть производство, сельское хозяйство, туризм и многое другое. Ставка для предпринимателей на выходе составляет для среднего бизнеса 10%, а для малого бизнеса 11% годовых. По этой программе с нами активно работают 10 банков. По факту же происходит рефинансирование. То есть банк выдаёт кредит предпринимателю под 10-11% и при поддержке Корпорации за счёт поручительства получает рефинансирование под 6,5% годовых в ЦБ РФ.

Серьёзно эта программа стартовала только в феврале месяце, но уже взят очень хороший темп. На сегодняшний день по этой программе поддержано проектов более чем на 4 млрд. руб.! Если говорить по отраслям, то самые крупные проекты у нас в сельском хозяйстве, фармацевтике и в сферах, связанных с импортозамещением.

Для Корпорации Программа 6,5 станет основным инструментом. Предоставление гарантий сосредоточится в МСП Банке и региональных гарантийных организациях. Поэтому ставки 10-11% это реальность для инвестиционных проектов.

– Что нужно сделать предпринимателю, чтобы получить поддержку Корпорации?

– Просто прийти в свой банк и сказать: «Знаю о том, что ваш банк работает с Корпорацией – хочу получить поддержку». Узнать какие банки работают с Корпорацией можно на нашем сайте. Если мы говорим только о предоставлении гарантии, то эта линейка партнёров составляет 43 банка. Если о «Программе 6,5», то здесь только 10 банков. Но их число мы собираемся расширить этим летом за счёт привлечения крупных региональных банков. Раньше у нас было ограничение, что можно было работать только с банками, у которых капитал свыше 100 млрд., но станет возможным сотрудничать с теми, чей капитал составляет от 50 млрд. руб. Это значит, что у региональных предпринимателей, которые уже привыкли к своим банкам и им комфортно с ними работать, появляются дополнительные возможности.

– Есть ли какие-либо приоритетные направления в кредитовании?

– Всё что касается инвестиций – не зависит от отраслей экономики. Всё что связано с инновациями, туризмом и поддержка экспорта. Мы сейчас активно взаимодействуем с «Российским экспортным центром»,  «Российским фондом прямых инвестиций» и с Фондом развития промышленности. Наша задача – выстроить линейку сопровождения проекта. Если говорить об экспорте, то РЭЦ может оказывать поддержку только тому бизнесу, который уже экспортирует. Но для производства экспортной продукции нужно привлечь кредит, чтобы её сначала сделать, прежде чем начать экспортировать. Мы же, как раз подхватываем работу на предыдущей стадии и финансируем продукцию, которую потом можно будет поставлять заграницу. Такая система взаимоотношений сейчас выстраивается.

Пожалуй, самая сложная ситуация с торговлей. Но не из-за того, что мы считаем, что этот бизнес необходимо как-то дискриминировать. Просто торговля преобладает и 80% оборота всего российского МСП происходит именно в этой сфере. Тем более торговые компании поддерживаются региональной системой гарантийных организаций.  Но очевидно, что сегодня существует запрос на рост промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Поэтому те ресурсы, которые накопило государство, мы стараемся всё-таки направить именно в эти сферы.

– Можно ли уже говорить о каких-либо результатах работы Корпорации?

– Мы считаем, что сформированный заказ госкомпаний для МСП в размере 532,6 млрд. рублей – это уже весьма ощутимый результат. Никогда такого ещё не было. Уже сейчас накоплено за счёт предоставления гарантий поручительства 26 млрд. руб. Это значит, что кредитов для МСП предоставлено на 60 млрд. руб. и, как правило, это инвестиционное кредитование. Это внушительные цифры, и они будут расти.

Читайте также:

Другие новости экономики

См. все новости дня

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram