Каждый из выступивших на форуме старался подчеркнуть важность того факта, что идея его проведения была инициирована самими представителями малого бизнеса, по мнению которых малый бизнес в России сейчас представляет собой ту силу, которая действительно в состоянии стать опорой отечественной экономики, мощным связующим звеном между конечным потребителем – простым человеком – и властью, принимающей экономические решения.
Среди участников этого съезда были учредители, собственники и директора малых предприятий из 50 регионов России.
Эксперты уверены, что именно сейчас отечественная экономика в состоянии «определиться», останется ли она нефтезависимой сырьевой экономикой или станет диверсифицированной системой, опирающейся в основном на частный бизнес. Такова, например, экономическая модель Германии, где доля малого бизнеса в промышленности составляет 90 процентов. Именно малые предприятия, а не гиганты делают сегодня экономику Германии сильнейшей в ЕС. В экономике же нашей страны доля малого бизнеса составляет всего 23%.
Одной из важных тем, поднятых на форуме, стали проблемы сельхозпроизводителей. Ныне малые предприятия готовы заполнить российский рынок отечественной продукцией, товарами, но столкнулись с проблемой их реализации.
Начинающий предприниматель и многодетная мама Наталья Мистюкова переехала пять лет назад из Петербурга в Новгородскую область. Семья решила заняться сельским хозяйством и завела молочных коз.
«Мы хотим развиваться, построить козью ферму, готовы работать в этом направлении. Но нам негде реализовывать молоко. Я не могу найти покупателя, который бы купил все мои излишки, а чтобы сдавать молоко на производство, у нас недостаточно объёма», – сетует предприниматель.
Как выяснилось, непросто со своим товаром пробиться и на местные рынки, для этого нужно собрать огромное количество справок и потратить на них немалые деньги. Многим предпринимателям это просто невыгодно. В то же время они не хотят работать с торговыми сетями.
«Федеральные торговые сети ждут сильного локального и ответственного производителя, в том числе и фермерские хозяйства. Мы наблюдаем среди покупателей интерес к местным продуктам. Но это должны быть справедливая цена на полке, большие объёмы и тотальный контроль качества, – говорит Ольга Волкова, заместитель директора Северо-Западного филиала X5 RetailGroupпо связям с государственными органами власти и СМИ (сети «Карусель», «Перекрёсток», «Пятёрочка»). – Нужно расстаться с мифом, что торговые сети – это зло. Это наоборот – абсолютное добро, более того, это инструмент для государства.
С этим тезисом категорически не согласился директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин. По его мнению, лозунг всех сетей гласит: «Отдай продукцию нам и разорись».
«Это неправда, – возмутилась Волкова. – Для покупателя и государства торговые сети – это контроль качества. А если мы будем разорять бизнес, то нам не с кем станет работать».
В свою очередь директор свиноводческого комплекса «Рассвет Плюс» Андрей Крылов объяснил, почему он не работает с крупными сетями: «Мы не можем конкурировать с заведомо не совсем свежим продуктом, который везут в крупные сети из регионов. Пока он до них доедет, пока фуры постоят в очередях, чтобы сдать товар, мясо как раз и приобретёт тот вид, который нужен для сетей, поэтому оно всегда будет у них дешевле, – говорит Крылов. – Поэтому мы и сбываем свой товар в мелких магазинах и на рынках».
Несмотря на то что за годы работы на рынке его компания смогла построить мощный механизм реализации своей продукции, месячный оборот которой достигает 60 млн рублей, развивать мясное направление дальше компания не планирует: «Пока нам рынка хватает, что будем делать, когда не сможем реализовывать всю продукцию, не знаю, но данное направление развивать не планируем. Сейчас много говорят об импортозамещении, так мы давно над этим работаем. Теперь, когда всё вокруг дорожает, – мясо дешевеет», – констатировал Крылов. Как выяснилось, дешевеет мясо потому, что его просто перестают покупать. Нет, россияне не становятся вегетарианцами, у населения просто нет денег.
А вот как комментирует эту ситуацию Павел Грудинин: «В 2014 году потребление мяса на душу населения составляло 75 кг в год, в 2015 году – уже 68 кг. Снижение потребления мяса происходит в связи с обнищанием населения. Мы смогли заменить импорт, но этого мало. Сейчас мы ищем, куда вывести продукцию, потому что у нас её не покупают. Когда много предложений, а спроса нет, цена резко падает, и никуда от этого не денешься. Нужно поднимать доходы населения, иначе мы погубим нашу промышленность».
По словам председателя Партии малого бизнеса России Юрия Сидорова, в стране наблюдается негативная тенденция: «Средние предприятия становятся малыми, малые – бедными, бедные становятся нищими. Большинство из них работают на уменьшение убытков, а это уже не бизнес.Без серьёзной господдержки, изменения законодательства предприниматель не выдержит. Ему не помогут даже государственные кредиты. Возьмёшь денег, работаешь в убыток, а деньги-то надо отдать… В итоге – жди приставов…»
По мнению большинства участников прошедшего в Петербурге форума, примеры динамичного развития малых предприятий – скорее личная заслуга их руководителей, которые добиваются успехов вопреки общей системе.