Сельское хозяйство – самый прибыльный вид бизнеса. И сделать его таковым возможно без дополнительных кредитов и бюджетного субсидирования. Кооперация труда, финансов, ресурсов и технологических наработок – вот нехитрые слагаемые успеха любого агрокластера.
В этом искренне убеждён председатель Совета кооператива «Семейный капитал» Игорь БЕЛОУСОВ, с которым сегодня беседует наш корреспондент.
- Игорь Николаевич, правительство РФ уже не первый год предпринимает усилия для того, чтобы «поднять с колен» отечественное сельское хозяйство. Это и субсидирование процентных ставок по кредитам, и адресные целевые программы, даже ввели продуктовое эмбарго, чтобы снизить конкуренцию для отечественных производителей продуктов питания, но ощутимого эффекта нет. Что позволяет вам с уверенностью говорить о высокой прибыльности аграрного бизнеса?
– Реальная практика нашего кооператива «Семейный капитал», который в эти дни отмечает уже 5 лет со дня своего образования. Начинали мы с нуля, а сегодня имеем активов больше чем на 4 миллиарда рублей. Надои молока составляют 24,6 л на дойную корову – это один из лучших показателей по стране. В числе пайщиков кооператива как рядовые граждане, так и сельскохозяйственные предприятия, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств. Кооперация позволяет нам не только объединять финансовые ресурсы и привлекать инвестиции за счёт личных средств, но и выстраивать эффективные технологические цепочки, снижая в конечном итоге себестоимость продуктов, которые реализуются через нашу же розничную сеть. А магазины – это уже источник прибыли наших пайщиков.
– Можете ли вы привести примеры хозяйств, которые благодаря участию в кооперативе, получили «новую жизнь», смогли избежать банкротства, увеличили производство?
– Таких примеров много. «Семейный капитал» преследует две главные цели. Первая – обеспечение пайщиков качественными и недорогими продуктами питания в шаговой доступности. Вторая – восстановление российского сельского хозяйства. Вполне логично, что наше внимание в первую очередь было обращено на предприятия, которые оказались «выброшены за борт» и забыты.
Так, мы приняли в состав кооператива почти полностью разрушенную агрофирму «Тукса». Достроили, модернизировали, добились первоклассных надоев – и уже в 2014 году она получила диплом ежегодного регионального конкурса «Лучший предприниматель года» в номинации «Лучшее среднее предприятие Республики Карелия». То же произошло и с карельским хозяйством «Салми». Подобные примеры можно привести и в других регионах. Завод «Чекмагуш-молоко» в Башкортостане после капитальной модернизации стартовал этим летом, и на данный момент его продукция уже прочно закрепилась на рынке. Реализуется продукция завода в магазинах сети «Сегодня» в Уфе (это также пайщик кооператива «Семейный капитал»).
– Как вообще пришла идея создать такой кооператив и, главное, выбрать отраслью инвестирования и заработка сельское хозяйство?
– Во-первых, сельское хозяйство – основа любой экономики. Продукты питания всегда будут востребованы, а значит, рынок сбыта гарантирован. Кроме того, эта отрасль ориентирована в наибольшей степени на внутренний рынок и защищена от внешних экономических колебаний.
Все началось в далёком 2008 году, когда я «заболел» кооперацией. Помню, как мучился вопросами: ну почему мы так плохо живём? Мне, офицеру Советской армии, было больно смотреть на то, что сделали с нашей страной. В 1991-м после увольнения из Вооружённых сил я плотно занялся бизнесом, изучая известные теории и модели его построения.
В феврале 2011 года мы зарегистрировали кредитный потребительский кооператив «Семейный капитал». Первый пай, свои личные сбережения, внёс, естественно, я. Это сегодня пайщики кооператива владеют землями, стадами коров, заводами, фабриками и всем тем, что даёт нам доход, а в то время не было ничего, кроме идеи. Дальше встал вопрос: где взять деньги на развитие сельхозпроизводства? Обратился к людям и предложил принять участие в этом поистине народном предприятии. Так, кстати, и родилось название «Семейный капитал». Семья – не пустой звук, это, по сути, и есть основной капитал каждого из нас.
В процессе работы, изучения законодательства мы всё больше и больше видели, что становимся «зажаты» в рамках формы КПК. По закону кооператив не может иметь доли в хозяйственных обществах, производить, продавать продукцию и заниматься коммерческой деятельностью. Это возможно только для его пайщиков. Но тогда возникает риск, что пайщик в какой-то момент не захочет делиться с теми, на чьи деньги он построил успешный бизнес, и просто уйдёт из кооператива.
Для того чтобы защитить средства основных инвесторов – обычных граждан – и ещё более скрепить производственные связи, было принято решение реорганизовать кредитный кооператив, присоединить его к потребительскому обществу, которое как раз имеет право приобретать доли, акции, любое имущество, открывать организации потребительской кооперации, магазины и так далее. Так два года назад возник «Кооператив НПО «Семейный капитал», пайщики которого сегодня являются владельцами всех без исключения активов кооператива в соответствующих долях – от трактора и коровы до последнего карандаша в офисе.
За пять лет мы выстроили действующую вертикальную модель производства и реализации продуктов питания. На первой ступени находятся предприятия-производители, на последней – магазины розничной торговли (основной источник прибыли кооператива).
– Выгодность сельхозкооперации для производителя очевидна, а какую реальную выгоду приобретает обычный человек, становясь пайщиком кооператива?
– Да, производителям мы помогаем решать главную проблему – сбыт продукции. Все торговые сети выставляют нереальные для мелкого и среднего предпринимателя пороги объёма продукции. Мы же требуем от производителя только честности. Что такое честность производителя? Конечно, это высокое качество продукции. Если у предприятия имеются все сертификаты, а его продукт успешно прошёл тестирование в лаборатории, которой мы доверяем, – мы принимаем его на прилавок. И не важно, сколько он производит продукта – 2 тонны или 200 тонн. Главное, чтобы продукция была высококлассной, а расширить производство и увеличить объёмы мы поможем – на то мы и кооператив. С помощью кооператива честный предприниматель вполне может превратить семейное предприятие в современный завод.
Но основой кооператива являются именно физические лица, рядовые граждане. Без них не было бы ничего. Предприятия, о которых мы говорили выше, продолжали бы простаивать. Не было бы у нас и сети магазинов, не было бы более 50 регионов присутствия, не было бы почётных наград и серьёзных достижений. За своё участие наши пайщики получают вознаграждение – до 28,9% годовых на переданную сумму. Но так как основная цель всё же – это обеспечить пайщиков доступными товарами и услугами высочайшего качества, то кроме вознаграждения члены кооператива имеют скидку – до 18% – во всех предприятиях, входящих в кооператив, – будь то сеть продовольственных магазинов или автосервис.
– Как кооператив может гарантировать доступные продукты, если в месте проживания пайщиков магазина пока нет?
– Во-первых, мы постоянно расширяем собственную розничную сеть. В минувшем году открыли новое производство в Башкирии, новые магазины не только в Санкт-Петербурге и Карелии, но и во Владимире и Уфе. Там, где магазинов пока нет, созданы и действуют столы заказов, обеспечивая наших пайщиков свежайшими продуктами.
Магазины нашего кооператива – главный источник доходов, обеспечивающий наших пайщиков. Все знают и ценят наше молоко по 20 рублей! Вырученные средства мы вкладываем в развитие нашего общего дела – в проекты, связанные с сельским хозяйством. Деньги кооператива работают в полях и на фермах, а результат нашего труда ежедневно обновляется на полках продуктовых магазинов.
Наша справка
Кооператив НПО «Семейный капитал» работает на рынке с 2011 года. Пайщиками кооператива «Семейный капитал» являются более 30 компаний по производству продуктов питания и оказанию услуг различного характера.
В феврале 2016 года о своём вступлении в число пайщиков кооператива объявили ОАО «Волховхлеб», ООО «Балтпродукт», ООО «Металстройсфера», ООО «СК Стройтемп», а также ряд предпринимателей, специализирующихся на производстве продуктов питания.