Либеральный внутренний голос успокаивает Россию: это ещё не конец
Выступление главы Сбербанка Германа Грефа на «Гайдаровском форуме» остро напомнило мне известный анекдот про ковбоя и внутренний голос: там, если помните, ковбой, загнанный в угол большой толпой индейцев и ожидающий смерти, получает совет от внутреннего голоса: «Это ещё не конец! Подойди к вождю индейцев и плюнь ему в морду!» и, выполнив предложенное, слышит продолжение речи внутреннего голоса: «Вот теперь точно конец!»
Герман Оскарович необыкновенно точен в своих остро критических оценках. Он со знанием дела (как основатель и многолетний глава министерства экономического развития) говорит о полном поражении России в мировом экономическом соревновании в связи с отсутствием стратегии развития. Он, правда, не очень точно пользуется понятием «дауншифтер», говоря о месте России в мировых раскладах. Страна-дауншифтер – это, скорее, какой-нибудь Уругвай, осмысленно отказавшийся от модных трендов форсированного экономического развития в пользу полупатриархальной сельскохозяйственной экономики (и поэтому считающийся самым надёжным и кризисоустойчивым государством в Западном полушарии). Если бы Россия стала страной-дауншифтером, это значило бы, что ей удалось «соскочить» с западной иглы неограниченного потребительства и наладить такую жизнь, которая соответствовала бы традиционным российским представлениям о правильной жизни. А Герман Оскарович явно имел в виду, что Россия в результате своего «краха» стала «страной-аутсайдером».
В общем, можно понять, что г-н Греф хочет убедить граждан России в том, что им есть от чего прийти в отчаяние – «это конец!» Но тут же всею мощью либерального внутреннего голоса обрушивается на нас со словами, дающими надежду: «Нет! Это ещё не конец! Нам надо срочно реформировать образование и как можно скорее отказаться от пагубных советских традиций передачи детям чрезмерного количества никому не нужных знаний!»
В принципе, это, конечно, цельная позиция – если мы считаем образование «образовательными услугами» прикладного значения, если мы – вослед Митрофанушке – задаёмся вопросом: «Зачем мне география, если есть персональный водитель?», то от «никому не нужных знаний» нужно отказываться побыстрее – даром что за последние 25 лет было для этого сделано многое. «Многое, но не всё!» — возмущаются единомышленники Германа Грефа. И тут с ними сложно спорить – конечно, не всё. Россия пока уцелела и даже двинулась вперёд. Таким масштабным оказался «неприкосновенный запас» наших образовательных традиций…
Не так давно израильские промышленники забили тревогу http://izrus.co.il/obshina/article/2014-12-07/26258.html: по их мнению, в ближайшие годы окажутся под угрозой наиболее успешные сегменты израильской экономики. Связано это, по мнению экспертов, с тем, что очень скоро начнут уходить на пенсию авторы «израильского научно-технического прорыва» двадцатилетней давности — тысячи эмигрантов из бывшего СССР. Есть сведения – от «наших людей за океаном» – что аналогичные опасения нарастают сейчас в отдельных местностях США, таких как Силиконовая долина. И всё это отсталые и замшелые комментаторы связывают вот с чем: «утечка мозгов» из СССР не была бы утечкой мозгов, если бы эти мозги не были бы отформатированы тем самым «муштровочным» советским образованием – с изобилием лишних знаний, с традициями уважения к знающим людям. Десятки, если не сотни тысяч выпускников лучших советских вузов привезли в США и Израиль не просто себя – они принесли на своих плечах кое-что другое: несостоявшийся «Полдень XXII века», систему ценностей и навыков, основанных на культе знаний, творчества и универсализма. И всё это оказалось востребовано на обетованных землях силиконовых долин – но в прикладном, потребительском духе. Эмигрантов использовали по полной, взяли у них всё, что те могли дать – кроме системы их воспроизводства.
Потому что «советская» (а раньше её называли русской) система образования, система воспитания цельной личности, система тренажа мозгов и творческих способностей представляла для «передовых стран», их ценностей и образа жизни реальную угрозу. Чем больше бы там появлялось людей, вымуштрованных знаниями, тем больше новых возможностей появилось бы у народов Запада, но тем большей стала бы угроза для них превратиться в «дауншифтеры». Например, отказавшись от культа потребления в пользу труда, творчества и Дальнего Космоса. Как раньше — конце 70-х — они отказались ради комфорта от своего такого близкого марсианского будущего. Кстати, в 2010 г. этот отказ от Марса Рэй Брэдбери, обещавший (в начале 50-х) высадку на Красную планету в 1999 г., объяснил очень просто и даже грубо: «Потому что люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде iPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».
Так что можно согласиться с внутренним Грефом России: ещё не конец. А вот если последовать его совету и окончательно добить русскую образовательную традицию – вот тогда будет точно конец. Раз – и навсегда.
Но, похоже, лидер России не склонен прислушиваться к подобным советам «внутреннего голоса». Более того, на заседании Госсовета, посвящённом образованию, 23 декабря 2015 г. Президент высказался совершенно определённо: «На ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба — сделать российскую школу одной из лучших в мире», — то есть, фактически, провозгласил образование важнейшей частью нашей национальной идеи. А это значит, что для того, чтобы сохранить Россию для будущего, нам необходим не «даун», а «ап-шифтинг», смещение в сторону и вверх относительно того, что нам навязывают как единственно возможный путь развития. Там, на новом пути, нам понадобится гораздо меньше выдающихся гуру экономического развития и прочих «гениев потребления». Зато там смогут реализоваться те сотни тысяч ростков русского будущего, которых пока ещё растят в своих инкубаторах недобитые архаичные МГУ, МФТИ, МВТУ, СПбГУ и многие другие замечательные «территории опережающего развития» нашего образования. Тут, кстати, и без экономистов и даже без юристов не обойтись – нужно же будет кому-то разрабатывать, например, нормативные схемы, позволяющие лучшим нашим выпускникам получать доступ к необходимым стартовым ресурсам, минуя убогие осколки навязанных Западом образовательных и научных новоделов.
Интересно только одно — наш либеральный «внутренний голос» до такой степени погряз в своих губительных «рекомендациях», что даже не слышит прямых и определённых указаний руководителя страны?