Публикация «Мелиорация – боль и слёзы Калининградской области», размещённая на ленте НИА-Калининград, вызвала неподдельный интерес посетителей нашего информационного ресурса. Поэтому, мы возвращаемся к проблемам мелиорации региона. Наш собеседник – руководитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области Руслан Теуважуков.
- Руслан Анатольевич, как вы считаете, почему стратегически важная отрасль – мелиорация в Калининградской области - в таком плачевном состоянии?
- Для полного понимания, как вы сказали, плачевного состояния, я немножко вернусь в прошлое. Так вот, в те далекие годы, когда узбеки выращивали хлопок, а не работали строителями и дворниками, когда молоко в Советском Союзе делалось из молока. В сметане была сметана, в кефире — кефир, а в масле — масло, Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области было самым крупным предприятием в регионе. В его структурных подразделениях насчитывалось более 6,5 тысяч специалистов. Работало, я подчёркиваю это слово, именно работало тысячи единиц техники. Это и трактора, и бульдозеры, и канаво-промышленные машины… Назову ещё одну цифру. В 80-х годах ежегодное финансирование деятельности Управления мелиорации, в пересчёте по нынешнему курсу, составляло 6,5 млрд рублей.
С начала 90-х годов финансирование отрасли резко сократилось. По сути, последние 20 лет проблемой мелиорации в Калининградской области серьёзно не занимались. А на старом багаже, как известно, далеко не уедешь. Взять, для примера, насосные станции. Они уже выработали свой ресурс. По нынешним ценам они не энергоэффективны.
- И, тем не менее, по информации регионального правительства, 67% земель сельскохозяйственного назначения находятся в обороте.
- Это вполне правдивая цифра. Я только чуточку уточню её. Остальные, почти 200 тыс. га, не обустроены в мелиоративном плане. Все прекрасно понимают, что в мелиорацию необходимо вкладывать огромные финансовые средства, а инвесторов для возрождения такой, как вы сказали, стратегически важной отрасли, увы, нет.
- А как обстоят дела с возможным подтоплением населённых пунктов?
- С учётом нынешнего состояния мелиоративной системы региона, такие территории, как Славский и Полесский районы находятся в режиме возможного возникновения чрезвычайной ситуации. Кстати, это отражено в государственной программе развития Калининградской области. По мнению специалистов, в случае выпадения 3-4 месячной нормы осадков, возможен подъём воды на 1 метр. Для польдерных земель этого будет вполне достаточно для затопления.
- Вы сказали, что последние 20 лет проблемой мелиорации в Калининградской области серьёзно не занимались. Но ведь так дальше продолжаться не может. Нужно что-то предпринимать…
- Согласен, нужно. Но, посудите сами. На сегодняшний день на территории региона имеется 113 насосных станции. Из них 58 нуждаются в реконструкции, так как износ материальной части составляет 75-80%. Запасных частей и финансовых ресурсов для их приобретения у нас нет.
Вторая неотложная задача – необходимо повысить гребень дамб, а их у нас 713 км. У нас более 25 тысяч трубопереходов, 25 тыс. км открытой сети и 363 тыс. км закрытого дренажа. Всё это, как я уже говорил, имеет полувековой стаж работы. Разумеется, тем объёмом финансирования, который сегодня имеет Управление мелиорации, все эти прорехи не закрыть. В то же время радуют некоторые положительные тенденции. Мы участвуем в трёх государственных программах на период 2014-2020 годы, в которых заложено финансирование на восстановление дамб и каналов в объёме 11 млрд рублей. Одновременно увеличило финансирование мелиоративных работ и региональное правительство на свои объекты.
Сейчас не обязательно проводить масштабную реконструкцию всей мелиоративной системы области. Необходимо планомерно делать текущие ремонты, поддерживать инфраструктуру в рабочем состоянии. Надеюсь, ситуация в ближайшие год-два понемногу выровняется.
оригинал публикации на портале "НИА-КАЛИНИНГРАД" 21.10.15