Вызывает Таймыр
26 августа 2015, 11:25 [«Аргументы Недели», Виктор Соболев ]
«Роснефть» пытается в судебном порядке пересмотреть итоги конкурса на право пользования Восточно-Таймырским участком в Красноярском крае. Федеральное агентство по недропользованию, изучив заявки от претендентов, признало победителем компанию ЛУКОЙЛ.
За право добывать нефть и газ на Восточно-Таймырском участке ЛУКОЙЛ предложил 1,9 млрд рублей. Получить лицензию нефтяная компания не успела - исполнение результатов конкурса было заблокировано в рамках судебного разбирательства.
«Роснефть» утверждает, что её план разработки Восточно-Таймырского участка лучше. Технологически он уступает ЛУКОЙЛовскому, но заметно выгоднее в денежной форме. Согласно плану «Роснефти», коэффициент извлечения нефти (КИН) составит 0,3, тогда как ЛУКОЙЛ предлагает КИН на уровне 0,4. Как же удалось насчитать большую выгоду при меньшей эффективности добычи? Всё просто - «Роснефть» заложила в модель цену нефти $75 за баррель, тогда как ЛУКОЙЛ - $50 за баррель. Предсказать цену нефти на весь период разработки месторождения трудно, но с учётом того, что сейчас нефть стоит немногим больше $40 за баррель, консервативная оценка ЛУКОЙЛа представляется более реалистичной.
Первое заседание суда состоится 14 сентября 2015 года и, очевидно, оно будет не единственным. Можно с уверенностью утверждать, что освоение Восточно-Таймырского участка отложено надолго, а значит государство не получит в ближайшее время ни стартовый платёж за лицензию, ни налоговые отчисления от реализации добываемого сырья. Не очень хорошая перспектива - бюджет сейчас остро нуждается в дополнительных поступлениях, а принести их могут только успешно реализуемые проекты, но никак не затяжные судебные тяжбы.
С выполнением проектов у «Роснефти» большие проблемы, и это ещё мягко сказано. На одном только шельфе компания получила право на разработку 48 участков с перспективными ресурсами 41,8 млрд тонн нефтяного эквивалента. И не особенно спешит их разрабатывать - в планах на текущий год буровые работы на шельфе не предусмотрены. По 12 участкам уже подходит срок выполнения лицензионных обязательств. Чтобы не потерять лицензии, «Роснефть» обратилась в Роснедра с просьбой предоставить ей отсрочку на 1,5-2 года.
Впрочем, Арктика - действительно трудное место для добычи нефти. Там суровый климат, для работы нужны особые технологии и специальное оборудование, которого у «Роснефти» нет. Получить его из-за границы в обозримом будущем не выйдет по причине санкций. Но и с традиционными сухопутными месторождениям дело тоже не ладится. Сорваны сроки ввода по десяткам месторождений, в том числе относящихся к гордости компании - Ванкорскому проекту.
Огромная долговая нагрузка заставляет компанию забыть обо всём, кроме поиска денег для выплаты иностранным кредиторам. В II-IV кварталах 2015 года «Роснефть» должна заплатить $15,5 млрд, что в разы больше чистой прибыли. Согласно официальному отчёту, в первом квартале текущего года компания заработала всего 56 млрд рублей. Более свежих данных пока нет, но учитывая продолжающееся снижение цен на нефть, увеличение прибыли маловероятно. Для экономии средств компания планирует сократить в 2015 году капитальные вложения на 30%. Пожалуй, единственное, на чём решено не экономить - это вознаграждения руководству.
Оплатить расходы по вводу в эксплуатацию новых месторождений «Роснефть» предлагает государству. Ещё в прошлом году компания попросила выделить ей из Фонда национального благосостояния 2,4 трлн рублей. Удовлетворить аппетит компании в полном объёме невозможно даже теоретически. Фонд не располагает свободными деньгами в таком объёме. Скорее всего, заявка не будет удовлетворена даже частично.
Недавно стало известно, что как минимум по четырём проектам (освоение месторождений Русское и Юрубчено-Тохомское, газовый проект «Роспана», развитие Ангарского нефтехимического комплекса) компания получит отказ. И это понятно - в кризис нефтяные компании должны зарабатывать деньги для бюджета, а не забирать средства из государственных фондов.
Как это ни странно звучит, но санкции и обвал цен на нефть, возможно, дадут положительный эффект. Государство может наконец-то озаботиться крайне низкой эффективностью своего нефтяного локомотива и поинтересоваться - где, собственно, деньги? На что потрачены западные кредиты? Где реализованные проекты? Где эффективность и сокращение затрат? Где, наконец, китайские и индийские партнеры, которые должны были помочь деньгами и технологиями?
Количество вопросов растет, а ответов на них пока нет.