Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Петербург → Экономика № 29(470) от 05.08.2015

Импортозамещение

Городские власти делают выгодным импортозамещение для городской экономики

, 18:00

Полгода назад Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, согласно которому госзакупки импортной техники для городских нужд, включая ЖКХ, должны быть запрещены, если у такой техники имеются какие-нибудь российские аналоги. Как же сегодня происходит в Санкт-Петербурге замена импортной техники на российскую?

Представители комитетов Смольного, отвечающих за ведение городского хозяйства, и руководители крупнейших петербургских ГУПов подчеркивают, что импортозамещение – это «важный инструмент оптимизации инвестиционных затрат ГУПов». Почему именно ГУПов? Дело в том, что они-то и являются теми предприятиями, которые подобные закупки регулярно осуществляют.

Как пояснил нам Андрей Бондарчук, глава комитета по энергетике городской администрации, импортозамещение не стало самоцелью, и если западная компания готова у нас размещать свое производство и выпускать здесь ту технику, которую раньше приходилось закупать заграницей, то производитель уже считается «своим» – российским. Так, производитель насосного оборудования WILO SE (Германия) и изготовитель горелок для котельных PetroBio AB (Швеция) до конца 2015 года могут локализовать производство в Петербурге. Таким образом, импортозамещение поспособствовало притоку западных инвестиций в городскую экономику.

Помимо этого, импортозамещение в условиях бюджетного дефицита и экономического кризиса позволяет городским властям и ГУПам серьёзно экономить. Например, по словам директора СПб ГУП «Ленсвет» Сергея Мителева, в 2015 году предприятию уже удалось снизить затраты на 50 млн рублей. «Ленсвет» работает не со слишком сложным оборудованием, поэтому заместить импортную продукцию без потери в качестве было несложно, – признаётся Сергей Мителев. – Но не всё удалось сделать – есть незакрытые позиции. Ресурс наших ламп ниже импортных, и перейти полностью на отечественную лампу пока не удаётся». Вместе с тем, Сергей Мителев уверен в перспективах импортозамещения на своём предприятии: «Не видим особых проблем в том, чтобы к 2017 году полностью перейти на продукцию отечественного производителя».

Директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Гаяне Панкова, в свою очередь, подчёркивает: «С 2014 года процент импортного оборудования, используемого «Водоканалом», составляет менее семи». Раньше этот показатель равнялся 30%. Динамика впечатляющая, но как быть с качеством оборудования? Вопрос отнюдь не праздный, ведь речь идёт о важнейших городских коммуникациях. Гаяне Панкова утверждает, что потерь нет и оборудование отечественного производства, такое, например, как запорно-регулирующая аппаратура фирмы «Русь XXI век», западным аналогам соответствует. Ну а если учесть, что «Русь XXI век» вовсю использует западные технологии, комплектующие и материалы, то и выбор «Водоканала» вполне оправдан.

Главный инженер ГУП «ТЭК СПб» Иван Репин сообщает, что на его предприятии импортозамещение началось давно, и выбор в пользу российских производителей осуществлялся задолго до 2014 года. При этом доля чисто импортного оборудования, используемого «ТЭК СПб», составляет сегодня менее 10%. Иван Репин говорит, что скоро она будет доведена до 2%.

В сфере ЖКХ картина схожая: с помощью специально созданных научно-технических советов (работают и при жилищном комитете, и при комитете по энергетике) принимаются решения – может российская продукция заменить импортную или нет. Начальник управления по комплексной уборке и содержанию дорог городского комитета по благоустройству Вадим Мизюкин полагает, что проблем в связи с импортозамещением в его отрасли возникнуть не должно. Закупленных ранее, в 2005‑м и в 2010 годах, для городских нужд «мерседесов», ещё должно надолго хватить. При этом чиновник сообщает, что некоторые виды западной техники, которую используют при уборке улиц и которую раньше город всегда закупал, в скором времени, возможно, начнут производить в Ленобласти. В частности, речь идёт о маленьких и очень удобных при уборке снега финских тракторах Wille – в Тосно планируется начать их производство.

«Даже если речь идёт о крупноузловой сборке – это уже хорошо», – резюмирует Андрей Бондарчук. Он ясно даёт понять, что импортозамещение в понимании городских властей – это не борьба с Западом, а стремление к локализации производства на территории России.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram