Аргументы Недели. Владивосток → Экономика

Беспризорный надзор

, 07:13

Как показывает практика, современное российское государство, со всей мощью своих законов и аппарата, оказывается не в состоянии гарантировать соблюдение этих законов – некому сторожить сторожей?

Третий год в Приморье длится конфликт между двумя коммерческим структурами, чьи территории расположены по соседству, на Оренбургской улице в пригороде Артёма, которых связывает владение железнодорожным путем не общего пользования. Суть конфликта в том, что ООО «Компас-Ойл», по территории нефтебазы которой проходит путь, заканчивающийся тупиком уже на территории ООО «ТОЭК Приморье», с декабря 2005 по июнь 2013 года пропускала по своему участку пути локомотив с вагонами к складам соседей-логистиков, а в 2013 прекратила пропускать. Выдвинув при этом совершенно неприемлемые монополистические условия продления договора.

Арбитражный суд Приморского края обязал «Компас-Ойл» изменить редакцию договора, приведя условия к соответствию закону, но «Компас-Ойл» в апелляционной инстанции стал ссылаться на инструкцию, согласно которой мимо сливно-наливной эстакады не допускается прохождение локомотива – несмотря на то, что в течение 7 лет локомотив там ходил и продолжает проходить периодически и поныне…

На этом месте судебная тяжба двух фирм-соседей, что называется, «зациклилась», а затем расширилась и углубилась: «Компас-Ойл» установил тупиковый упор на пути, тем самым создав объективное препятствие для прохождения локомотива и вагонов к соседям, а «ТОЭК Приморье» оспаривает законность возведения и эксплуатации соседом этой самой сливно-наливной эстакады. Суды ещё продолжаются и конца им не видно, но интересна роль надзорных органов государства, которые должны по статусу обеспечивать соблюдение законности в сфере эксплуатации железнодорожного транспорта: Приморской транспортной прокуратуры и Дальневосточного управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Госжелдорнадзора).

В частности, последний из названых, Госжелдорнадзор, в 2008 году проводил предлицензионную проверку ООО «Компас-Ойл». И представитель ведомства, г-н Редькин В.Г., в упор не заметил, что рельсы пути необщего пользования уходят дальше, за металлический забор, ограждающий территорию нефтебазы: поглядел на запертые ворота,  а поднять взгляд выше забора, и увидеть за ним здание склада, к которому ведёт  путь, почему-то не смог – так и подмахнул акт проверки не глядя. Но уже после этой проверки, и ещё до конфликта с соседями-логистиками, транспортная прокуратура проводила плановую проверку нефтебазы на предмет соответствия лицензии и выявила ряд нарушений, по которым транспортный прокурор обратился в арбитражный суд. В числе нарушений указывалось отсутствие квалификации у работников (сливщиков-разливщиков) и отсутствие на предприятии лица, ответственного  «за ведение учёта происшествий и их анализ, включая причины их возникновения, при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте». При этом факты движения мимо эстакады локомотива в нарушения лицензионных условий не были включены, хотя на момент проверки вагоны к складу соседнего ООО «ТОЭК Приморье» подавались регулярно.

Зато позднее, уже в разгар судебной стадии конфликта, именно движение локомотива под эстакадой стало «камнем преткновения» для пролонгации договора, действовавшего 7 лет, в том числе 4 года после выдачи «Компас-Ойл» лицензии – в течение которых по этому пути регулярно ходили локомотивы. 7 лет было можно, а тут вдруг стало никак нельзя – но нельзя только в отписках должностных лиц Приморской транспортной прокуратуры и окружного управления Госжелдорнадзора. Потому что, пока на бумаге было нельзя, на грешной земле по стальным рельсам продолжали ходить локомотивы с цистернами! Их фиксировали на фото, предъявляли эти фото надзорным органам – тем же транспортной прокуратуре и Госжелдорнадзору – но и теперь должностные лица надзорных ведомств в упор не видели на путях локомотива! Как раньше не видели самих рельсов, уходящих за забор, потом не видели тупикового упора, воздвигнутого ООО «Компас-Ойл» на пути к соседям, так и тепловоза рассмотреть не смогли. Вот что пишет и.о. руководителя окружного Госжелдорнадзора Наталья Соколенко:

«Согласно п. 7.102 «Правил технической эксплуатации нефтебаз» …не допускается нахождение на ж\д пути с эстакадой локомотиву, осуществляющему подачу-уборку вагоноцистерн, а также сквозной проезд локомотива по этим путям…

Управлением проведена работа по установлению фактов и лиц… факты изложенные в обращении не нашли свое подтверждение. В прилагаемых к обращению материалах идентифицировать локомотив и вагоны не представляется возможным…»

Как будто тепловоз на рельсах – вроде велосипеда на тротуаре, кто ж его знает, чей он и откуда взялся?! То же самое, но несколько иными словами, ответил и зам. транспортного прокурора Приморья Юрий Ярченко – невозможно опознать локомотив  и подвижной состав, а значит, нет оснований для мер прокурорского реагирования.

Вот и сидят теперь предприниматели из ООО «ТОЭК Приморье» в раздумьях: куда ещё им писать, где, наконец, увидели бы на фотографиях тепловоз с цистернами, признали  факт нарушения тех инструкций, на основании которой им работать не дают, и приняли  решение по закону. Кто в силах «поднять веки» подслеповатым надзорным органам?

 Виктор БУЛАВИНЦЕВ

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram