> Сергей Саксин: «Рыбак – это действительно тяжёлая работа» - Аргументы Недели. Владивосток

//Экономика

Сергей Саксин: «Рыбак – это действительно тяжёлая работа»

9 июля 2015, 06:54 [ «Аргументы Недели. Владивосток» ]

В преддверии профессионального праздника о проблемах и перспективах отрасли рассказывает председатель совета директоров Преображенской базы тралового флота

Преображенская база тралового флота в этом году отмечает свое 85-летие. За последние полгода флот предприятия пополнился рыболовными шхунами «Рысь» и «Леопард», переоборудованными для промысла краба и креветки. Также рыбаки ПБТФ ждут прибытия нового сайролова. Первыми в этом году преображенцы получили право использовать маркировку «Произведено в Приморье», которая отличает краевую продукцию высокого качества. Традиция поощрять заслуги своих работников позволила Базе флота блестяще отработать на охотоморской минтаевой путине в зимне-весенний период даже несмотря на нестабильную промысловую обстановку, пишет журнал «Fishnews — Новости рыболовства». Мнением ПБТФ по ключевым проблемам отрасли интересуются в федеральных органах власти, а дальневосточные рыбаки возлагают надежды на работу представителя ОАО «ПБТФ» в редакционной группе по подготовке доклада к президиуму Госсовета по рыбному хозяйству. Какие вопросы сегодня выходят на первый план для заслуженной и одновременно современной и активно развивающейся рыбопромышленной компании, рассказывает председатель совета директоров Преображенской базы тралового флота Сергей Саксин.

— У нашей компании есть планы на развитие, а для их реализации без инвестиций в свой флот не обойтись. На ожидание, когда же государство, наконец, решит, что делать с отечественным судостроением, у рыбаков времени нет. Квоты есть, люди есть, производство работает — в море нам необходимо находиться каждый день, иначе нельзя.

Наше недавнее приобретение, рыболовные шхуны японской постройки « Рысь» и « Леопард»,— это суда со вторичного рынка. Но они прошли серьёзную модернизацию, на них заново были построены перерабатывающие цеха, и сегодня оба судна очень хорошо показывают себя на промысле.

Переоборудование мы делали в Южной Корее. Обошлось нам это не дёшево, но корейские верфи имеют большой опыт строительства и модернизации подобных судов, у них есть квалифицированные специалисты.

На подходе ещё одно судно, на этот раз уже новострой — траулер-сайролов «Лучегорск», строительство сейчас завершается в Даляне. Его эффективную работу должно обеспечить самое современное оборудование, в первую очередь поисковое и световое. А мощный морозильный комплекс и вместительные трюмы дадут автономность и исключат постоянные переходы добытчика к месту сдачи сырья,  позволят сократить предприятию затраты на горюче-смазочные материалы.

Но нам требуются ещё суда, ПБТФ рассчитывает построить серию как минимум из пяти сайроловов. Вместе с « Лучегорском» мы получим в собственность проектную документацию и сможем продолжить строительство судов этого типа на любой верфи, в том числе отечественной. И мы в принципе готовы строиться в России, ведь за рубежом это тоже связано с различными трудностями. Говорю об этом на всех совещаниях: мы готовы инвестировать в отечественные верфи, только лишь просим государство сказать нам, где мы реально сможем сделать это. Но пока все российские судостроители от нас отказываются.

 — Скоро уже четыре года, как БМРТ «Генерал Трошев» — первый за много лет крупнотоннажный траулер в российской рыбной отрасли, построенный ПБТФ на Украине,— вышел на промысел. За это время он так ни разу и не подошёл к российским берегам, оказавшись в статусе «незаходного». С «Лучегорском» история может повториться?

 — Вопрос с «незаходным» флотом действительно до сих пор не получил решения. Хотя проект соответствующих изменений в Налоговый кодекс в конце прошлого года уже проходил оценку регулирующего воздействия. Но амнистию многочисленным заграничным новостроям и модернизированным рыболовным судам под российским флагом, которые вынуждены сегодня работать и обслуживаться исключительно за пределами территориальных вод, до сих пор никто не объявил.

Актуален этот вопрос и для наших последних приобретений — все таможенные платежи, НДС в полном объёме пришлось заплатить за шхуны «Рысь» и «Леопард». В  случае с «Лучегорском» единовременный платёж в размере 23 процентов  от стоимости судна — это большая, но подъёмная для ПБТФ цифра. Но когда за то, чтобы «Генерал Трошев» пересек российскую границу, нужно заплатить 270–280 миллионов рублей — это уже не проблема одного нашего предприятия, это, к сожалению, беда государства, которое вот таким образом создает условия для «поддержки» бизнеса.

 — И всё же планы вашего предприятия по строительству новых судов и развитию промысла говорят о том, что перспективы в российских реалиях у бизнеса есть. Как я понимаю, в ближайшее время ПБТФ намерена больше внимания уделить не самому валютоёмкому, но востребованному на внутреннем рынке продукту — сайре?

 — Эта рыба никогда не теряла своей популярности в России. Мы и прежде работали на её промысле, но такие суда, как «Лучегорск», более эффективны, нежели традиционные СТР. У нас есть и собственная береговая переработка сайры. Поэтому данный проект мы видим для себя перспективным.

 — Недавно в Москве прошла «Рыбная неделя», где таким традиционным российским морепродуктам, как сайра, минтай, треска, планировалось уделить особое внимание. Преображенцы участвовали в этом фестивале?

 — Да, мы участвовали. Но там задача была в первую очередь не устроить распродажу, а представить образцы различных рыбных продуктов, продемонстрировать покупателям тот ассортимент, который производят российские компании. Задача была популяризировать рыбопродукцию и все морепродукты, которые добываются в российских водах.

 — На Ваш взгляд, это удалось сделать?

 — Считаю, что шаг был однозначно удачным. Может быть, не всё получилось с организационными моментами. Но, помимо работы с прямыми покупателями, мы провели встречи с рестораторами, торговыми сетями. Хотелось бы, чтобы такие «рыбные недели» проходили как можно чаще. Пусть и в другом формате, но с главной целью — популяризировать ту российскую продукцию, которая необоснованно забыта в последние десятилетия.

 — А кроме выставочных форматов, какие еще механизмы продвижения отечественной рыбопродукции Вы могли бы предложить?

 — Я выступал на одном из совещаний в рамках «Рыбной недели» и ещё раз указал на то, о чём уже давно говорят рыбаки,— все госзакупки должны осуществляться у российских производителей. Так делают во всём мире. То есть на государственные нужды — а это, в том числе, питание в детских садах, школах, в армии, в больницах, исправительных учреждениях — везде, где тратятся бюджетные деньги, обязаны приобретать продукцию у российского производителя. Это и даст определённый толчок для развития переработки, расширения ассортимента продукции, в том числе кулинарной группы. Причём за нашу продукцию, её качество и ассортимент, нам действительно не стыдно. Да и по объёму производства наши рыбаки готовы полностью обеспечить нужды страны.

 — Как Вы оцениваете в этом плане законодательные рычаги регулирования, например, попытку властей усилить влияние на торговые сети через закон о торговле?

 — Как-то серьёзно повлиять на деятельность сферы торговли законодательными ограничениями и запретами очень сложно, прежде всего потому, что мы пропагандируем в нашей стране рыночную экономику и, соответственно, должны придерживаться законов свободного рынка. Но можно создавать общие экономические условия, в которых ретейлу и отечественным товаропроизводителям будет выгодно работать друг с другом. Например, к такому результату в итоге привели введённые в прошлом году санкции на определённые группы импорта. Понятно, что сетям объективно сложнее работать с российской продукцией из-за отсутствия внятной логистики, отсутствия необходимых холодильных мощностей, в том числе в портах Дальнего Востока. Но сейчас они фактически были вынуждены пойти на это, чтобы заполнить свои прилавки. И на самом деле стали находить какие-то решения, конечно, пока не в глобальном масштабе, но движение в этом направлении началось.

Поэтому ещё раз могу сказать, что мы приветствуем санкции в том формате, в котором они существуют сейчас. Если бы ещё была возможность перекрыть полулегальные каналы, которые существуют через Белоруссию и Казахстан, то, наверное, потребление нашей рыбопродукции возросло в разы. Мы сами заинтересованы в том, чтобы на столах у россиян был настоящий, природный белок. Но ещё раз отмечу, что требуется перестройка не только на уровне сознания (производителей, продавцов, покупателей) — мы готовы привезти нашу продукцию в российские порты, но готовы ли порты принять её, переработать? Сегодня пока отсутствует необходимая для этого инфраструктура, её нужно либо отстраивать заново, либо серьёзно модернизировать.

 — Здесь, наверно, стоит вспомнить и про Северный морской путь, который сегодня настоятельно предлагается использовать для доставки рыбы с Дальнего Востока на запад страны. В 2011 году ПБТФ впервые осуществила доставку около 10 тысяч тонн лосося из Владивостока в Санкт-Петербург.

 — Я и сегодня заявляю, что мы готовы транспортировать рыбопродукцию в Санкт-Петербург по Севморпути. Это хорошая альтернатива отправке по железной дороге. Арктическую трассу необходимо использовать, и в этом деле очень важна роль государства. Но сегодняшние тарифы, которые Федеральная служба по тарифам выставляет через «Атомфлот», не позволяют сделать этот маршрут привлекательным для рыбы.

 — Даже с учетом того, что «Атомфлот» перешёл на новую систему тарификации?

 — Тарифы, может, и новые, но суммы, к сожалению, остались прежние. Принятый в прошлом году приказ о новых тарифах не сделал их ниже, просто изменился порядок начисления, и дополнительно к ним добавили лоцманскую проводку (посуточную), которая с учётом суммарного времени на переход от Владивостока или Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга составит приличные деньги. Чтобы развивать Севморпуть, необходимо решать и другие вопросы: развивать инфраструктуру по всему маршруту следования судов, повышать безопасность этого направления. Сегодня такие усилия пока никто не предпринимает. Но на это необходимо обратить особое внимание, если мы хотим развивать Севморпуть в действительности, а не только на бумаге.

 — Сергей Владимирович, Вы вошли в редакционную группу по подготовке доклада к президиуму Госсовета по рыбному хозяйству, как продвигается работа?

 — К настоящему моменту состоялось уже два заседания. На начальном этапе были определены основные задачи, которые предстоит проработать в рыбной отрасли. Об этом в своём выступлении на первом заседании рассказал министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Могу сказать, что в целом рыбаки на 99 процентов  согласны с тезисами министра. Самое главное сейчас — создать правильный механизм для решения обозначенных государством вопросов. Поэтому мы как участники редакционной группы будем внимательно следить за тем, чтобы белое было белым, а чёрное — чёрным.

 — На совещании у помощника президента, секретаря Госсовета Игоря Левитина было отмечено, что нынешняя ситуация в рыбохозяйственном комплексе обусловлена тем, что не решены ключевые вопросы по нормализации и обеспечению долгосрочной эффективной работы. В частности, не урегулирован вопрос об изменении механизма квотирования путём установления в квотах определённых обязательств по достижению приоритетных целей развития отрасли.

 — По этому вопросу мы в целом уже обозначили свою позицию. Мы согласились с тем, что нужно увеличить обязательную величину добычи водных биоресурсов до 70 процентов. Мы говорили о том, что облавливать необходимо только своими судами или судами, которые используются по договору лизинга. Это основные критерии.

По вопросу промыслового флота: да, рыбаков надо простимулировать к строительству новых судов, но как именно это сделать? Повторю, что сегодня нет верфей, которые готовы построить современное рыбопромысловое судно для работы в суровых условиях дальневосточных и северных морей. Есть верфи, которые готовы принять деньги на строительство, но нет ни одной, которая могла бы продемонстрировать готовый и жизнеспособный проект и принять заказы на изготовление серии таких судов. В том числе это происходит из-за того, что отечественному судостроению остро не хватает квалифицированных кадров.

Взвалить на рыбаков сразу весь комплекс проблем, связанных с постройкой новых судов, строительством подвижного состава, холодильников, развитием переработки и прочим, мы, конечно, можем, но результат будет такой, как в истории про жадного купца, который из одной шкурки пожелал семь шапок сшить. То есть в результате ни один проект не будет реализован и ресурс будет размыт. Давайте мы для начала разберёмся с одной отраслью, определим правила игры, которые не будем без конца менять, и после этого уже сможем говорить и о дополнительных обязательствах.

Сегодня часто звучат громкие лозунги: «а давайте сделаем обязательную продажу всей рыбы на аукционах», «а давайте будем строить все суда на российских верфях», «а давайте сделаем рыбу дешёвой»… Боюсь, что если подобные заявления попадут в указ президента, то потом вновь будут искать виновных в том, что он не выполняется. Для того чтобы не ставить главу государства в такое положение, нужно изначально правильно подготовить этот документ. Он должен быть разумным и обоснованным. Пока я не знаю, что предложат для внесения в доклад другие министерства, но уверен, что ещё неоднократно мы будем его обсуждать, вносить свои предложения и корректуры.

Ещё один нерешённый вопрос, на который обратили внимание в Кремле,— это административные барьеры, в том числе необходимость минимизировать проверочные мероприятия по ветеринарному контролю. Этот момент также должен найти отражение в докладе. Но не так давно в одном из комментариев Вы отмечали, что ситуация в этой сфере уже начала меняться в лучшую сторону.

 — Да, это правда. Думаю, это происходит в большей степени потому, что чиновники начали опасаться открытой огласки своих отношений с гражданами. И это позитивный фактор, потому что никто не хочет иметь отрицательный имидж на страницах газет, критиковаться на телевидении. Не знаю, чем именно это вызвано — нежеланием потерять своё рабочее место или ещё чем-то, но, как бы то ни было, ситуация действительно меняется в лучшую сторону. Хотя, конечно, до устранения барьеров ещё далеко. Их создаёт сама среда, те государственные решения, в которых содержится здравая мысль, но которым не хватает квалифицированной реализации.

Поэтому ещё раз отмечу — очень тщательно нужно анализировать «лозунги», которые звучат с различных трибун. Вопрос в том, что большинство из них невозможно реализовать. Когда проектируют судно и ширину делают больше, чем длину, то даже у самого далекого от отрасли человека не возникнет вопроса, почему этот корабль нельзя спускать на воду. Но почему-то у нас считают возможным придумывать нежизнеспособные законы, даже не вникая в суть вопроса. Откуда берётся такой непрофессионализм?

Верно отметил на одном из недавних совещаний дальневосточный полпред президента Юрий Трутнев: мы придумаем законы, а людям потом по ним жить. Вот для того, чтобы люди жили, а не мучились, государственные решения нужно очень тщательно и правильно готовить. Давайте сперва придумаем механизм реализации закона, тогда после этого все будут за его принятие.

Вопрос сохранения «исторического принципа» распределения долей квот будет подниматься?

 — Самый важный для нас вопрос сегодня — это каким образом будут распределяться квоты в 2018 году, какую форму государство предложит гражданам. Мы поддерживаем «исторический принцип», и вызвано это в первую очередь теми инвестициями, которые мы уже сделали в отрасль. Надо понимать, что любые инвестиции в рыбной отрасли — это дело долгосрочное, нужны годы на их окупаемость. Это касается практически всего — от судостроения до аквакультуры.

К примеру, первую отдачу от вложений в направлении марикультуры Преображенская база тралового флота начала получать лишь через 5 лет. Надо понимать, что мы финансируем наш участок аквакультуры за счёт основного вида деятельности — рыболовства. Но сложно представить такого бизнесмена, который придёт с нуля на участок и пять лет будет ждать прибыли. Я всегда привожу в пример сказку о старике и золотой рыбке. Так вот, даже с учётом экологической обстановки и численности населения в древней Руси старику пришлось три раза забросить в море невод, прежде чем поймать одну рыбку. Это для тех, кто рассуждает, что мы, рыбаки, не сеем и не пашем, а просто собираем сливки. Это не нефть и не газ, здесь недостаточно трубу в земле проложить. Море только на глобусе маленькое, в реальной жизни всё значительно масштабнее и сложнее, и надо очень постараться, чтобы показать тот вылов, который потом сухими цифрами статистики ляжет на стол чиновников. Для нормальной работы рыбаки должны ощущать стабильность (хотя бы законодательную) и уверенно вкладываться в развитие своего производства.

Ещё и поэтому так важно у нас в стране вести популяризацию рыбацкой профессии, больше рассказывать об этом нелёгком труде и обычным гражданам, и государственным деятелям. Очень важно заострять внимание на вопросе повышения статуса рыбака, вести речь о почёте и уважении к этим людям, отмечать многолетний труд в море государственными наградами. Потому что это действительно тяжёлая работа, которая заслуживает, чтобы к ней относились достойного.

Наталья СЫЧЕВА

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте