Российская нефтянка на пороге технологической революции. Санкции научили отрасль, казалось бы, простой истине. Хочешь выжить, придётся отказаться от чужого и самим создавать передовое оборудование.
Сейчас две ключевые технологии в добыче нефти и газа: горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта. Без горизонталки не было бы, например, нефтегазовых проектов века на Сахалине. Именно там пробурена самая длинная горизонтальная скважина в мире О-14 на месторождении Чайво протяжённостью 13,5 километра. В свою очередь, гидроразрыв позволяет выжимать нефть и газ из тяжёлых песков и многократно повышает отдачу на старых месторождениях. Сейчас уже 20% российской нефти добывают с использованием гидроразрыва.
Одна проблема: такими технологиями лучше всех владеют две широко известные в узких кругах западные нефтесервисные компании, Шлюмберже и ХаллиБёртон. Крупнейшие российские сырьевики арендовали их услуги, иностранцы завозили собственное оборудование и делали всё сами. При этом стоимость работ доходила до миллиардов рублей на каждую скважину. В целом Россия с прошлогодней добычей в 525 млн т нефти и 640 млрд куб добычи газа занимает пятую часть мирового нефтесервисного рынка и тратит на эти услуги ошеломляющую сумму 1,4 трлн руб. в год.
К тому же расходы будут расти, поскольку месторождения стареют. По расчётам Минэнерго, с 2005 по 2014 г. на каждый метр проходки скважины вместо прежних 50 т нефти в среднем отдача составила только 25 тонн. Чтобы сохранить объёмы добычи, бурение надо наращивать на 5–7% в год. Всё это огромные траты, встаёт вопрос, чем и как работать?
Тут радости мало. Как подсчитал Минпромторг, в 2014 г. доля импортного оборудования при гидроразрыве и наклонном бурении была более 90%. При работе на шельфах она выше 80%, в целом по трудноизвлекаемым залежам превышает половину. Хорошо, хотя бы на традиционных скважинах: 70% техники отечественного производства.
Ситуацию надо менять, для этого приняли масштабную отраслевую программу импортозамещения. По ней в ближайшие пять лет РФ построит 15 установок (флотов) гидроразрыва пласта, 90 систем наклонного бурения и 30 буровых платформ для работы на шельфе. Также промышленность освоит выпуск катализаторов и насосов высокого давления для нефтехимии, их понадобится более 26 тыс. в год. Программа импортозамещения даст грандиозный доход отечественным предприятиям, поскольку в целом нефтегаз тратит на оборудование по 2,5–3 трлн руб. в год.