В последние годы Интернет и СМИ заполонила агрессивная реклама микрофинансовых организаций, выдающих займы населению. Даже с фонарных столбов и дверей подъездов к нам взывают: «Возьмите, возьмите деньги!». Редакция провела небольшое расследование, чтобы ответить на два вопроса. Действительно ли так легко перехватить в долг небольшую сумму? И насколько безболезненно можно расплатиться с новоявленными воротилами финансового бизнеса?
«За» и «против»
У микрозайма в сравнении с банковским кредитом есть несколько основных отличий. Сначала о минусах. Деньги страждущим дают небольшие, обычно от 5 до 20 тыс. рублей, в редких случаях – до 30-50 тыс. рублей. Проценты, которые начисляются на сумму займа, иначе как драконовскими не назовёшь. Далеко не всегда есть возможность осуществлять выплаты без внушительной комиссии, а офисов организаций «федерального значения» в вашем городе может не быть. Срок погашения достаточно короток – от 10 дней до нескольких месяцев, а за пролонгацию кредита необходимо заплатить дополнительно. Но есть и очевидные плюсы. Время рассмотрения заявки составляет от пяти минут до одного часа. Личность заёмщика никто особо не проверяет, и для получения денег достаточно предъявить лишь паспорт. Вот такой хитрый ход. Человек практически молниеносно, без всяких усилий получает на руки хрустящие купюры. Радость от их обладания совершенно лишает его способности размышлять здраво, поэтому мало кто думает, чем он будет расплачиваться.
А задуматься есть о чём! Суля нам процентную ставку в пределах всего 1-2%, господа микрофинансисты «забывают» сказать, что за год набежит 365-730%. Негласно считается, что микрозайм на длинный срок никто брать не будет, а переплата за 30-60 дней для потребителя станет незначительной. Очень сомнительные доводы. На Западе, к примеру, ни один человек в своём уме на такое не подпишется.
Лицом к лицу
После обзвона нескольких ставропольских фирм, обещающих мгновенные микрозаймы, охота воспользоваться их услугами сразу отпала. Отвечающие по телефону женщины вцеплялись в меня, словно пираньи. Говорили наигранно жизнерадостно, быстро и монотонно, словно зомбируя. Речь шла исключительно о преимуществах быстрого получения денег, но как только возникал вопрос о процентах, на него отвечали уклончиво. Да, в рекламе значились заманчивые цифры, но не всякий потребитель мог сразу понять, что это процентная ставка за один день пользования займом.
продолжение материала на портале "СТАВРОПОЛЬСКИЙ РЕПОРТЁР"