Аргументы Недели → Экономика № 17(458) от 14.05.2015

Глубинная бомба

, 17:25 , Обозреватель отдела Экономика

Не за горами лето, в некоторых регионах это означает дефицит воды. Для страны, владеющей одними из крупнейших запасов влаги в мире, ситуация немыслимая. Тем не менее с водой сейчас перебои даже на Волге, на великой реке разразилось масштабное маловодье.

Похоже, нынешний год будет особо жаркий. Перебои с водой уже пошли в Белгородской области и под Курском. В южных регионах воды не хватает постоянно. Не успело начаться лето, как разразился дефицит в Калмыкии. Под Новороссийском начало пересыхать водохранилище Неберджай. То самое, которое в своё время переполнилось и не смогло сдержать затопление Крымска. В результате в нескольких районах города воду сейчас включают на три часа утром и три часа вечером. Нормальное снабжение восстановится не раньше осени. К августу почти наверняка будут масштабные перебои с водой на Северном Кавказе. Там в засушливые месяцы нечем поливать поля. Также могут возникнуть проблемы на Урале, в Екатеринбурге и Челябинске.

В этих местах проблемы с водой – явление обычное. Но трудно представить обмелевшую Волгу. Бассейн реки занимает треть европейской территории РФ, её дельта в Астраханской области раскинулась на 68 тыс. гектаров. Это, по сути, территория отдельного региона или небольшой европейской страны.

Что творится на Волге? Как объясняют эксперты, в 2014–2015 гг. запас снежной влаги в европейской части страны оказался на 30% меньше обычного, весной воды пришло только 70% от нормы. Вдобавок она распределилась неравномерно, на Каме всё нормально, на Волге начался дефицит. Хуже всего сейчас в верховьях. В апреле 2015 г. даже пришлось на четверо суток останавливать Угличскую ГЭС, чтобы накопить воду в водохранилище.

Не будет большой воды, встанет судоходство. Судоходная глубина Волги – четыре метра. Перебои начались не вчера, уже в прошлом году в августе и сентябре проход судов пришлось вести по особому графику, раз в четыре дня. В 2015 г. ситуация будет ещё сложнее. «Уровень воды в дельте Волги постоянно падает. В результате она мелеет и разрастается. За 50 лет площадь её водного зеркала (поверхности) выросла в пять раз. При этом средняя глубина уменьшилась на два с лишним метра. А за последние 10 лет – ещё на один метр», – рассказывает старший научный сотрудник НИИ «Гидропроект» Сергей Гвоздев.

Специалисты приводят такой пример: сейчас от верховий Волги до Каспийского моря корабли добираются в 10 раз дольше, чем до строительства гидросооружений. Это полбеды. Единственным рукавом, пригодным для прохода крупнотоннажных судов, остался Бахтемир (в общей сложности в дельте 500 рукавов и протоков). Да и там корабли сидят на мели. Уже в 2006 г. из-за резкого падения уровня воды в районе Нижнего Новгорода и Астрахани пришлось ограничить проход судов. Доступная осадка не более 2,8 метра. Значит, самые распространённые корабли типа «Волго-Дон» с осадкой до 4,5 м – остались не у дел. Правда, капитаны выкручиваются, наполовину снижая нагрузку кораблей. Но в итоге везут всё меньше. По подсчётам Волжского пароходства, общий годовой недогруз в границах Волжского бассейна составил 70% и достиг 600 тыс. тонн. По сути, в РФ нарушено сквозное судоходство в транспортном коридоре Север – Юг.

Что нужно делать? Во-первых, как наперебой объясняют эксперты, на Волге давно пора углублять дельту реки. По предварительным оценкам, на это потребуется 2–3 млрд руб. в год в течение 8–10 лет. Для бюджета деньги посильные. Для сравнения: сейчас на содержание объектов водного хозяйства по всей стране тратят более 20 млрд руб. в год. В основном они идут на укрепление берегов и очистку дна.

Специалисты обнадёживают и приводят в пример Иваньковское водохранилище. «В начале 1990-х гг. оно было самым грязным на Волге. Но, когда за проблему взялись всерьёз, за несколько лет концентрация вредных веществ в воде упала в 10 раз. Так что – природе нужно лишь создать благоприятные условия, а дальше происходит самоочистка», – резюмирует завлабораторией Института водных проблем РАН Андрей Кочарян.

Во-вторых, давно пора заняться другими крупными водными артериями и хозяйствами страны. Скажем, нужно обновлять систему водохранилищ и каналов. Возводить новые Беломоро-Балтийские пути нет необходимости. В советское время в европейской части страны построили достаточное количество гидросооружений. Их вполне хватает для нужд большинства городов.

Но за системой каналов надо следить. К примеру, чистить от ила и грязи. Сейчас это делают из рук вон плохо. По подсчётам Минприроды, 4,5–5 тыс. км рек нуждаются в срочной реабилитации. Особая проблема – старые каналы, построенные для нужд сельского хозяйства. «По сравнению с советскими временами мелиорация запущена, поля орошают в 10 раз меньше. Каналы зарастают, оборудование уходит на металлолом», – говорит замдиректора Института водных проблем РАН Михаил Болгов.

В-третьих, даже в самых засушливых краях часто есть неистощимый источник вод. При этом очень качественный. России пора научиться использовать подземные воды. Разведано немало, но пока используют только треть ресурса. «Из-за этого получается, как во Владивостоке. Город питается из водохранилища. Но раз в 10–12 лет тайфуны обходят его стороной – и оно мелеет. Начинаются перебои с водой. Только недавно местные власти начали выделять деньги на строительство подземного водозабора – а до того жителям приходилось терпеть перебои», – рассказывает Михаил Болгов.

В 2015 г. госказна профинансирует 12 строек и 56 ремонтов крупных водохранилищ. В Калмыкии и Дагестане несколько гидросооружений построят с нуля, на юге страны – реконструируют. Кроме того, чиновники обещают отремонтировать 2,4 тыс. малых гидроузлов. Некоторые стройки уже начались. К примеру, строят низконапорную плотину в Омске. Водоснабжению города мешают заграничные соседи. Сначала воду из бассейна Иртыша разбирают в Китае, что не успели, высасывают в Казахстане. В результате в жаркие месяцы насосам не хватает буквально нескольких метров уровня воды.

В общем, хорошо, что чиновники взялись за гидропроблемы. Жаль только, для надёжного обеспечения водой всей страны запланированных работ всё равно недостаточно. К примеру, новая программа не спасёт от наводнений. Чтобы защитить берега от паводков, нужны 20 тыс. км гидроинженерных сооружений. Сейчас работают только 10 тыс. км. Но построят – максимум 1,5–2 тыс. км. Ситуация на остальных берегах по-прежнему пущена на самотёк.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram