Аргументы Недели → Экономика

Без меня меня женили

, 15:02 , Обозреватель отдела Общество

Этой поговоркой можно описать отношение Госдумы к бизнесу. Законы о предпринимательстве она принимает без обсуждения с предпринимателями.

Прежде чем принять тот или иной закон, необходимо рассчитать его последствия. Специальная экспертиза, которой подлежат связанные с бизнесом законопроекты, называется оценкой регулирующего воздействия (ОРВ). Проблема в том, что ОРВ проводится не для всех законопроектов, касающихся бизнеса, а только для тех, инициатором которых выступает правительство (собственно, оно и проводит эту оценку вместе с предпринимателями). Распространить ОРВ на Госдуму и на все остальные субъекты законодательной инициативы – вот задача, которую обсуждали на круглом столе в Общественной палате России. Секретарь ОП Александр Бречалов направил соответствующее письмо президенту.

«Это обсуждение – не первое и не второе. Дискуссия ведётся на протяжении пяти лет, - сказал Вадим Живулин, директор Департамента ОРВ Минэкономразвития. - За те пять лет, как существует ОВР, подготовлено более 3700 оценок, учтено более 40 тыс. предложений со стороны бизнеса. 37% документов при прохождении через ОРВ получают отрицательную оценку. Объём издержек бизнеса, которые были предотвращены (проще говоря, экономия), – несколько триллионов рублей. Но, конечно, в масштабах всего российского законотворчества число документов, проходящих через ОРВ, невелико. Капля в море».

ОРВ – состоявшийся институт. Он активно внедряется в регионах. Треть регионов закрепила обязанность проведения ОРВ за своими региональными парламентами. Введена ОРВ на площадке Евразийского экономического союза. Банк России тоже перешёл на эту практику, закрепив схожую с ОРВ процедуру. Однако Госдума по-прежнему не вносит в свой регламент ОРВ или её элементы. И ни разу не направляла законопроекты в правительство для проведения ОРВ. Кроме того, в настоящее время работа Госдумы устроена так, что предприниматели просто не знают, какие законопроекты о бизнесе рассматривают депутаты. Бизнесмены должны бегать за депутатами и приставать к ним с расспросами вместо того, чтобы заниматься бизнесом и создавать рабочие места.

«Мы высоко оцениваем эффективность ОРВ и заинтересованы в дальнейшем развитии этого института, - отметил Александр Варварин, управляющий директор по корпоративным отношениям и правовому обеспечению «Российского союза промышленников и предпринимателей». – Без внедрения ОРВ в Госдуме мы не можем говорить, что от ОРВ в правительстве есть достаточный прок. Например, в Госдуму был внесён законопроект об упрощении регистрации фирм, а во втором чтении в него внесли поправку, согласно которой нужна нотариальная доверенность для сдачи документов. Таким образом, возник лишний барьер при регистрации фирмы. То есть эффект законопроекта оказался даже не нулевым, а отрицательным. Мы обсуждали возможность введения ОРВ и с председателем Госдумы, и на уровне комитетов. И пока мы не видим политической воли Госдумы к созданию такого института. Если же она всё-таки проявит волю, то мы бы не хотели, чтобы система ОРВ создавалась внутри парламента, поскольку процесс снова может забуксовать. Нам кажется, правильно было бы выстраивать ОРВ на базе тех механизмов, которые сложились в правительстве и показали свою эффективность».

«Нет оснований утверждать, что Госдума не вводит ОРВ из нежелания работать, - комментирует председатель комитета Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов. – Сложность состоит в том, что в процессе задействованы разные ветви власти. Одна ветвь не может довлеть над другой. Задача – прийти к согласованной позиции. Чтобы, с одной стороны, принимать законы с учётом мнений бизнеса. И, с другой стороны, не навредить законотворчеству ни в содержательной части, ни в части сроков. Никто ни в коем случае не покушается на полномочия Госдумы и не пытается их нивелировать. Кстати, в администрации президента нашу инициативу поддерживают».

Депутаты Госдумы на круглом столе не выступали, хотя приглашение в Госдуму было направлено.

Как происходит ОРВ?

Разработчик законопроекта (орган исполнительной власти) размещает на портале уведомление о том, что готовит законопроект такого-то содержания и с такими-то целями. В течение десяти рабочих дней любой желающий может высказать свои соображения по этому поводу. Затем разработчик на том же портале публикует расширенную экономическую пояснительную записку к законопроекту. На данном этапе возникает «развилка»: сроки обсуждения проекта с экспертным сообществом зависят от степени регулирующего воздействия.

Таких степеней – три. Если проект не имеет серьёзного влияния и речь идёт о сугубо редакционных правках, обсуждение занимает 15 рабочих дней. Если проект имеет среднее по масштабу влияние (в частности, меняет ранее установленные обязанности государства или бизнеса), обсуждение занимает 30 рабочих дней. Если же степень влияния законопроекта высокая (то есть вводится новое регулирование, которого ранее не было), обсуждение занимает 60 календарных дней.

В итоге Департамент ОВР Минэкономразвития выносит заключение об оценке регулирующего воздействия законопроекта. Если заключение отрицательное, проект отправляется на доработку.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram