Как живется глубинке в последние годы, когда не стало совхозов и леспромхозов, рыбколхозов и коопзверопромхозов? Обратите внимание: в названии перечисленных предприятий присутствует один и тот же корень — хоз. Не надо быть знатоком грамматики, чтобы за тремя буквами увидеть всем понятное слово «хозяйство».
Хозяйства были разными — лесопромышленными, рыболовецкими, зверопромысловыми. Они обеспечивали работой жителей глубинки, содержали жилье, детсады, клубы. И... не вписались в либеральные реформы, начатые в 1991 году.
Вспомните классика: большое видится на расстоянии. В три раза сократилось численность населения в поселке Санболи Амурского района, когда там закрылся леспромхоз. Село Акур Ванинского района после ликвидации совхоза перестало существовать. Брошенные дома и огороды, безработица, пьянство — печальные приметы пореформенной глубинки, причем, не только в Хабаровском крае.
В последнее время заговорили о том, что нужно вернуть в отдаленные населенные пункты кооперацию. Она принимала бы от населения ягоды, грибы, папоротник. На подворьях жители глубинки выращивали бы бычков и свиней, кроликов и уток, а мясо приобретала бы кооперация.
— Допустим, кооператоры закупили в отдаленном поселке свинину и говядину. Где это мясо они продадут, если последний в краевом центре магазин «Кооперация» на улице Ленина перестал существовать? — задается вопросом Сергей Хандурин.
Хандурин — сведущий человек. В перестроечную пору, когда вышел в свет закон о кооперации в СССР, работал в институте экономических исследований, где занимался новыми формами организации производства. Руководил союзом строительно-промышленных кооперативов при Дальстрое, тогда ведущей в крае подрядной организации. Возглавлял дальневосточный факультет Московского университета потребительской кооперации. Кстати, автобусная остановка «Кооперативный университет» появилась в центре Хабаровска стараниями Сергея Григорьевича.
продолжение материала на портале "ПРИАМУРКА.РУ" 22.04.15