В ожидании кризиса люди сметали с прилавков по пять телевизоров в придачу с холодильником, штурмовали банки и прятали несчастную сотню долларов под подушку. В кризис — включили мозги и стали распродавать зачем-то купленные плазмы и оргтехнику, до рубля подсчитывать доходы и (наконец-то!) учиться жить в соответствии с ними. Эксперты уверены, что мы только в начале экономического кризиса, и сейчас еще можно предпринять важнейшие шаги, чтобы, опустившись на дно этого самого кризиса, там не остаться, а оттолкнуться и устремиться вверх. Что за шаги и когда будет дно, спросите вы у нас. Для большей объективности мы переадресовали эти вопросы региональным экспертам из различных отраслей экономики Приангарья в рамках экспертного совета, собранного ИД «Восточная Сибирь» (издатель газет «Аргументы неделi» и «Коммерсантъ» в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье) в марте. Подробнее, что из этого получилось, — в материале АН.
Санкции, курс доллара, продуктовое эмбарго, ключевая ставка ЦБ, денежное сжатие, падение спроса… — конец 2014-го и начало 2015-го как никогда отличились повышением экономической грамотности населения. Когда еще большая часть жителей страны начинала и заканчивала свой день с курса валюты, в очередях поликлиник спорили о размере инфляции, а топовыми постами на городских форумах становились обсуждения «куда вложить деньги».
Переломным моментом стал, пожалуй, день поднятия ключевой ставки ЦБ в 17%. Все прогнозы и разговоры были убиты этим решением, принятым буквально в ночь на 17 декабря. «Это был нокаут не только для строительной отрасли. Для всего реального сектора экономики», — уверен член экспертного совета, генеральный директор ЗАО «Восток Центр Иркутск» Михаил Сигал. Последствия этого шага Центробанка определяют сегодня сложное положение всех отраслей, соглашаются и другие участники встречи — строители, дорожники, местные сельхозпроизводители.
Строительный нокаут
Сравнение резкого повышения учетной ставки с нокаутом от представителя строительной сферы неслучайно. Отрасль, вся работа которой построена на взаимодействии с кредитными учреждениями, по сути, оказалась отрезана от финансов. Ипотечные программы в большинстве банков были заморожены в первые же дни, сами компании остались без кредитов. «В Сбербанке ипотечные сделки шли, но в совершенно других объемах. Порадовал ВТБ24, что возвращается на рынок. Но результат этого шага мы увидим позже», — говорит Михаил Сигал, имея в виду специальную программу «Ипотека с государственной поддержкой», запущенную с 16 марта в ВТБ24, а с 18 марта в Сбербанке.
Отложенного эффекта от программы — как минимум до апреля — ожидает и заместитель генерального директора ФСК «Новый город» Галина Кузняная: «Но надеяться, что даже при принятии этой процентной ставки дружно пойдут потребители, нельзя. С точки зрения банкиров, качество потребителей ухудшается. Невозврат кредитов сегодня растет».
В итоге, уверен депутат Законодательного собрания Иркутской области, председатель совета директоров ФСК «Новый город» Александр Битаров, эти факторы вместе с упавшим спросом на новые квартиры (который будет и дальше падать), приведут к резкому уменьшению объемов строительства в Приангарье в 2015 и 2016 годах. Для сравнения: тот же «Новый город», сдавший по итогам 2014-го 98 тыс. квадратов, из которых продаваемых площадей — порядка 80 тыс., в текущем году снизил объемы до 22 тыс. кв. м.
«Восток Центр Иркутск» также в 2015 году снизил свои объемы строительства. «Сегодняшнюю ситуацию в нашем предприятии мы просчитали еще в прошлом году, поэтому постарались заблаговременно сократить объем кредитных ресурсов, выработали антикризисную стратегию. Имея на этот год разрешение на строительство 30 тыс. кв. метров жилья, запустили в работу только 10 тыс.», — говорит Михаил Сигал, поясняя, что пока компания ведет осторожную политику по средне-пессимистичному прогнозу. И даже в случае возникновения спроса, подогретого ипотекой под 12%, максимум добавит еще 10 тыс. кв. метров к уже заложенным 10 тыс. на этот год.
Надо отметить, что по схожему пути пошло большинство застройщиков Иркутска. Из-за чего, отмечают эксперты, уже в следующем году на рынке может возникнуть дефицит продаваемой «первички». А это, как уже не раз происходило в Иркутске, тут же сказывается на потребителях ростом цен. «Вывод напрашивается один: ближайший весенне-летний период — время выгодных покупок, позже цены будут повышаться вследствие инфляционных воздействий, а в начале 2016 года повышение цен может произойти из-за дефицита на готовые квартиры. Но это абсолютно субъективное видение развития ситуации», — замечает Михаил Сигал.
Галина Кузняная также уверена, что «особого снижения цены на первичку в Иркутске не будет, потому что будут просто падать объемы предложения на рынке жилья».
Правда, есть для тех, кто мечтает купить заветные квадратные метры и хорошая новость. Строители ищут варианты удешевления себестоимости работ. «Новый город» приступил к строительству домостроительного комбината мощностью 150 тыс. кв. м в год. Себестоимость возведения 1 кв. м не только жилья, но и соцкультбыта после его запуска будет снижена на 10 тыс. рублей. Михаил Сигал в свою очередь уверен, что массовое развитие приобретет сегмент дешевого жилья — в пределах 35 тыс. рублей, утвержденных для Иркутской области Минрегионразвития РФ: «Для себя мы видим это направление — малоэтажка, недорогое жилье, вопрос в конструктиве, — сегодня его еще анализируем».
Импортозамещение на деле
Местные сельхозпроизводители на спрос на свою продукцию не жалуются. Наоборот, из-за сокращения поставок в страну импортной продукции и, как следствие, снижения поставок в Иркутскую область российской продукции из центральных регионов страны компании не всегда даже поспевают за потребителем. Однако изменить ситуацию и добавить производственных мощностей они пока не в состоянии. Дело опять же в пресловутых условиях кредитования для реального сектора экономики.
«Когда у меня спрашивают, что изменилось, я говорю: 15 января подписал новый кредитный договор, на основании которого начинаю платить в два раза больше прежнего. Если раньше ставка на посевную кампанию для нас была 9,5% то сейчас 19%», — рассказывает председатель совета директоров ООО «Саянский бройлер» Владислав Буханов.
И это крупный производитель, а что говорить о мелких компаниях и фермерах, для которых грядущая посевная кампания заранее обернулась головной болью. Сегодня все живут ожиданием обещанной государственной поддержки: планировалось, что в ближайшее время до Минсельхоза РФ будет доведена программа компенсации банкам процентных ставок по кредитам для предприятий сельского хозяйства. «Пока документа нет. Но как только программа заработает, мы тут же откатимся в цене продукции для потребителей», — подчеркивает Владислав Буханов.
Говорить о конкретных процентах снижения стоимости продуктов холдинга, конечно, еще рано. Но, стоит признать, и рост цен на продукцию «Саянского бройлера» держался в минимальных пределах. С июля прошлого года по февраль текущего компания повышала их четыре раза, в совокупности доведя прирост до 15%. «Объективно подорожание различных компонентов в нашем производственном пакете в зависимости от курсов валют составило от 12 до 15%. Поэтому наш рост — это не то подорожание, о котором вообще можно говорить», — уверен Буханов.
Доказывают объективность повышения цены и непрекращающиеся проверки сельхозпроизводителей различными органами власти. Но стоит признать, что гораздо эффективнее было бы не требовать антитеррористический паспорт предприятий, а создавать экономические условия для новых инвестпроектов, позволяющих нарастить объемы производства столь востребованной продукции. «Если бы сейчас у меня был объем производства на 10% больше, я бы продал эту продукцию очень быстро», — не сомневается Владислав Буханов, но признает, что пока предпочитает говорить о возможном инвестпроекте крайне осторожно: «У нас остался инвестиционный кредит — более 400 млн рублей. По сути, у нас есть возможность нарастить объемы производства почти на 5 тыс. тонн — это практически на 25%. Когда мы получим подтверждение этого кредита и заложим деньги в бюджет следующего года, тогда мы сможем начать на эту тему говорить. Но сегодня я очень осторожен в этом вопросе».
Пока же «Саянский бройлер» сделал ставку на качество своей продукции. В условиях, когда спрос на мясо птицы растет (а сейчас все больше семей переходят на самый доступный по цене животный белок), это как никогда важно. В начале 2015-го агрохолдинг, первым в Иркутской области, получил международный сертификат безопасности производства продуктов питания ХАФ 22000. Это система менеджмента качества, которая позволяет выходить на международный рынок. Вообще-то, подобный сертификат — в соответствии с техническим регламентом таможенного союза и условиями для стран-членов ВТО — должен быть у каждого производителя продуктов питания. Но занялись этим вопросом только единицы.
Связь, транспорт и энергетика — оплот стабильности?
Принято считать, что самыми стабильными отраслями экономики в период любых кризисов остаются связь, транспорт и энергетика. Сегодня это утверждение больше справедливо для связи. Энергетика, транспорт и смежный с ним бизнес дорожного строительства под каток экономических неурядиц все же попадают.
Так, отрасль дорожного строительства испытывает те же проблемы с банковским сектором, что и другие сектора экономики, считает президент группы компаний «Труд» Владимир Ионушас. «Проблемы дорожной отрасли — это проблемы с банковским финансированием, так как участие в аукционах и торгах обязательно идет с подтверждением финансовой состоятельности компании-участника, с наличием банковской гарантии, а банки с января пошли в глубокий отказ, — заметил эксперт. — «Идеальный шторм», как правильно назвали действующую ситуацию, начался именно с банков, с повышения процентных ставок по кредитам. Стройка имеет свою специфику, здесь нельзя как в торговле купить, продать и через месяц-два вернуть деньги. Наш производственный цикл занимает полтора-два года, и мы нуждаемся в «долгих» деньгах».
Единственное, на чем практически не экономят в кризис, — это связь, признали эксперты. Но и здесь есть поле для маневров потребителей, а точнее — для выбора нового тарифного плана как в сегменте голосовых услуг, так и в сегменте интернет-трафика. Компании регулярно проводят обновление тарифной линейки и с удовольствием консультируют абонентов, подбирая для них оптимальный вариант. Директор Иркутского регионального отделения Дальневосточного филиала компании «МегаФон» Ирина Третьякова отмечает, что реготделение не фиксирует снижения абонентской активности — напротив, оба направления демонстрируют положительную динамику. Во многом это происходит благодаря заранее выполненной инвестпрограмме. Компания успела внедрить новые технологии передачи данных, построить самую большую сеть LTE в Иркутской области, расширить зону покрытия, увеличить емкость сети, до того как цены на иностранные комплектующие серьезно возросли.
Ужимаемся, товарищи!
Резюмируя итоги первой встречи экспертного совета, участники оказались, как никогда, однозначны: мы еще только в начале кризиса. «То, что коллеги обсуждают товар длительного спроса — покупки квартир — это первый показатель того, что кризиса нет. Мы только входим в него. Вопрос — сможем мы потом оттолкнуться от дна либо будем к нему придавлены? — размышляет Владислав Буханов, призывая, впрочем, не впадать в пессимизм. — Мое мнение, что сегодня мы намного более обеспечены и сильны, чем люди во времена прежних кризисов — Советского союза, 1998, 2008 годов. Я говорю об инфраструктуре, о количестве вещей, бытовой техники и так далее. Сравните стандартную комнату раньше и сегодня: пятирожковая люстра и телевизор против подсветочки там, ночника здесь, а еще чайник, посудомойка, стиральная машина, бойлер и так далее, и так далее».
«Прогноз того, что все рухнет, конечно, не оправдается, — согласна с ним и заведующая отделом региональных экономических и социальных проблем ИНЦ СО РАН, д.г.н. Наталья Сысоева. — Не рухнет. У нас вообще не бедная страна. Мы будем потихонечку понижаться, будет ухудшаться относительный доход человека, будет упрощаться экономика и будет упрощаться структура нашего человеческого капитала, то есть высокооплачиваемые должности останутся в прошлом. Это вынужденные обстоятельства».
«Разговоры должны закончиться, пора начинать что-то делать. Должен же сработать инстинкт самосохранения у всех», — эмоционально замечает и Галина Кузняная, имея в виду, конечно, многочисленные обещания поддержки бизнеса властями. Но ремарка об инстинкте, как нельзя лучше, подходит и нам с вами, простым жителям. Самосохраняться надо, ужиматься, и будет нам счастье!
«Экономический климат в регионе: вызовы времени, возможности и сдерживающие факторы» — экспертный совет по этой теме провел ИД «Восточная Сибирь» в Иркутске. К обсуждению были приглашены представители ключевых для развития нашего региона отраслей: заведующая отделом региональных экономических и социальных проблем ИНЦ СО РАН, д.г.н. Наталья Сысоева; бизнес-омбудсмен Иркутской области Алексей Москаленко; депутат Законодательного собрания Иркутской области, председатель совета директоров ФСК «Новый город» Александр Битаров; заместитель генерального директора компании «Новый город» Галина Кузняная; председатель совета директоров ООО «Саянский бройлер» Владислав Буханов; президент ГК «Труд» Владимир Ионушас; генеральный директор ЗАО «Восток Центр Иркутск» Михаил Сигал; директор Иркутского регионального отделения Дальневосточного филиала компании «МегаФон» Ирина Третьякова.
Руководитель иркутского отделения «ОПОРА России» Эдуард Яроцкий:
Если говорить о влиянии кризиса на малый и средний бизнес в производственном сегменте, ситуация еще сложнее, чем в торговле. Оборотов нет, объемы и заказы, набранные раньше, уже выполнены, а что дальше — непонятно. Тем более что в последние месяцы катастрофически растет дебиторская задолженность. Крупные концерны федерального уровня не платят своим мелким партнерам. У компаний, например, у члена «ОПОРА России» в Братске, есть все документы, подтверждающие и договор, и выполнение работ, но никаких оплат. Понятно, что впереди только судебные инстанции, но все знают, насколько долог обычно этот процесс. Со своей стороны «ОПОРА России» добивается сегодня внесения изменений в федеральное законодательство, регламентирующих взаимодействие крупного бизнеса с малым и средним бизнесом. Важно, чтобы ответственность крупняков, в том числе по платежам, была четко закреплена в законах.
Важно сегодня и увеличить объемы субсидий, направленных на поддержку предприятий. Для Иркутской области, например, на 2015 год выделено всего 6 млн рублей на компенсацию лизинговых затрат (сумма субсидий до 500 тыс. рублей). А на такое направление, как субсидирование части затрат на приобретение оборудования (за предшествующие три года) — только 20 млн рублей (можно получить до 50% стоимости оборудования, но не более 5 млн рублей).