В РПЦ решили больше помогать народу. Патриарх Кирилл призвал «активизировать социальное служение». Иными словами, обещают бесплатные больницы, детские кружки, помощь бедным и т.д. Что уже делают и что будет?
Оклад митрополита
В наши дни как-то забылось, что церковь в России всегда была крупнейшей благотворительной организацией. До революции она считалась второй по богатству после престола, хотя земель у неё было больше. В 1913 г. церковный доход, включая приходские сборы, проценты от церковного капитала и пр., достиг гигантской по тем временам суммы – 117,76 млн рублей. Из них 40 млн дали статьи, которые сейчас назвали бы госдотациями. Всё вместе равно ошеломляющим 300 млрд руб. образца 2013 года. Так что церковь жила неплохо. Средняя зарплата тогда была 35 руб., приходскому священнику полагался оклад сто рублей. Петербургский митрополит за год получал 259 тыс. руб., новгородский – 307,5 тысячи.
В общем, всё, как сейчас: люди в рясах особо не бедствовали. Хотя собирали изрядно, но и давали немало. В те времена было 907 монастырей, при каждом работали приюты и бесплатные больницы. Четверть монастырей отправляли в лечебницы медсестёр. Ещё 480 больниц и 660 приютов открыли при приходах. Особый пункт – знаменитые 3 тыс. церковных кружков трезвости. Это было массовое движение. Между прочим, в те времена Россия была очень малопьющей страной. В среднем на душу выпивали менее 4 л в год (в пересчёте на спирт), в то время как в США и Европе тогда доходило до 10–12 литров.
Главное, поддержка была очевидна каждому. В Первую мировую епархии послали на фронт 30 тыс. сестёр милосердия. В неурожайные годы монастыри кормили миллионы бедняков. Даже в 1921 г., когда в революцию разразился голод, патриарх Тихон обратился к советскому правительству, сообщил, что не может безучастно смотреть на страдания народа. Церковь выбила из властей право раздавать хлеб, начала сбор пожертвований. Правда, год спустя большевики отобрали и зерно, и собранные средства.
Что сейчас? Патриарх Кирилл как-то посетовал: «увы, материальные возможности церкви в наше время несравнимы с теми, что были у неё сто лет назад». На деле вопрос спорный, общая мощь церкви не далека от дореволюционной. Да и поддержка государства по-прежнему солидная. Например, в 2014 г. всплыл такой факт. РПЦ получила из федерального бюджета около 2 млрд руб. на открытие духовно-просветительских центров. Естественно, поскольку по закону напрямую финансировать церковные организации нельзя, средства по федеральной целевой программе «Укрепление единства нации» получили два десятка общественных организаций. А уж их учредителями были архиереи, приходы и т.д.
Церковь и так, без госпомощи, чувствует себя неплохо. Сравним пару цифр. У Сбербанка, который гордится крупнейшей сетью в стране, 11,7 тыс. отделений. Если рассматривать РПЦ как сетевую структуру, она окажется втрое мощнее. Самая популярная из всех традиционных религий России развернула по стране 29,5 тыс. приходов, в которых служат 30,5 тыс. священников. Это не сильно меньше дореволюционных показателей. У РПЦ было бы первое место по отделениям в стране, если бы не рекорд Почты России, открывшей 42 тыс. точек.
Тайны графской усадьбы
Только ни в банке, ни на почте не получишь наставление, утешение и совет. Среди организаций, хоть как-то связанных с идеологией, конкурентов у РПЦ нет вообще. Даже партия «Единая Россия», в которую с момента основания ухитрились вступить 2,1 млн человек, держит 2,59 тыс. региональных отделений. У КПРФ 81 отделение, у ЛДПР – 83. Что касается других конфессий, им о таком влиянии остаётся мечтать. У католиков в РФ менее 500 приходов, у протестантов, баптистов, староверов и пр. на всех менее тысячи.
Самое удивительное, в РПЦ делают не так мало, только информация не особо доступна. Многие ли слышали про автобус «Спасение», который в холода собирает десятки бездомных, чтобы не замёрзли. Или про 25 благотворительных столовых в Москве, шесть в Питере и ещё 229 в других городах. Включая заведение «Горячие обеды» при Вознесенском соборе в Твери, липецкий «Дом добра» и «Сестричество» в Уссурийске.
Вообще при Московской патриархии есть что-то вроде социального департамента, называется «Отдел церковной благотворительности и социального служения». Там «АН» добыли такие данные. В целом по России открыли 363 церковных больницы и центра медпомощи. Между прочим, главная больница при Московском патриархате отлично оснащена и лечит бесплатно. Для особых случаев по стране открыты 218 центров, в которых работают со страдающими от алкоголя. По алкоголикам работу сейчас усиливают, РПЦ объявила поход против зависимостей. Решили активнее создавать общества трезвости, для приходских священников проводят семинары.
Кроме того, РПЦ взяла под патронат ни много ни мало 1367 больниц, диспансеров и медцентров. Опекают даже Архангельский и Саратовский государственные медуниверситеты и столичное НИИ акушерства. Конечно, некоторые церковные названия на мирской слух звучат своеобразно. Например, в Кирове пункт церковной медпомощи назвали «Группой в честь иконы б/м Всецарица», в селе Викулёво работает сестричество «Умиление». Со стороны трудно разобраться, чем занимаются. Но помогают там не хуже, чем в остальных лечебницах вроде «Подсолнуха» в селе Богословское и питерского проекта «Поправляйся». Также оказалось, с 2007 г. в РФ действует общество православных врачей. Увы, число членов общества под председательством А. Недоступа неизвестно. К тому же, судя по всему, там в основном занимаются открытием часовен и храмов при больницах.
Особый упор на образование. Больше всего у церкви кружков и школ, их 435. Среди них школы искусств, летние лагеря отдыха и спортивные секции. Конечно, немного, учитывая, что всего в России 44 тыс. школ из них 26 тыс. на селе. Зато хоть что-то. Правда, подозрения вызвали загадочные «православные детские пансионы», напоминающие платные школы для богатых. Например, Плёсково, расположенное не где-нибудь, а в бывшей усадьбе Шереметевых. «АН» навели справки, оказалось, заведение денег за учёбу не берёт, живёт на пожертвования и субсидии городских властей.
Оно и понятно, на деле деньги родителей в учебном процессе обычно погоды не делают. Это выяснилось после того, как руководители православных школ написали коллективную жалобу лично президенту В. Путину. Их возмутило, что городские бюджеты субсидируют все школы, но церковные заведения получают меньше. Например, в столичном регионе на каждого обычного школьника власти тратят до 120 тыс. руб. в год. Тогда как на учеников религиозных заведений дают 60 тыс. руб. в год. Президент оставил жалобу без ответа.
Вторые церковные деньги
Церковь порой помогает напрямую деньгами. Обязательно собирают средства каждый раз при большом ЧП. Например, летом 2014 г. отдел благотворительности РПЦ набрал солидную сумму, 51 млн руб., в помощь беженцам с Украины. Жертвам лесных пожаров 2010 г. РПЦ набрала рекордные 100 миллионов. Хотя это был трудный год, как рассказывал глава благотворительного отдела протоиерей А. Шатов, после кризиса осени 2008 г. исчезли почти все богатые спонсоры, которые раньше ежемесячно перечисляли средства в церковное Общество друзей милосердия. Благотворительность стала роскошью, РПЦ пришлось выдвинуть новую концепцию «деньги не главное». Имели в виду – хороша любая помощь, даже самая малая.
В 2012 г., когда затопило Крымск, Екатеринодарская епархия нашла 44 млн рублей.
Также добыли 950 т одежды, продовольствия и т.д., которые раздали 20 тыс. человек. Правда, тут дело едва не испортила самодеятельность на местах. Тогда приход Свято-Михаило-Архангельского храма в Крымске обратился к волонтёрам из лагеря «Добрый», потребовал доставить на склад 5 т воды, 500 одеял и раскладушек. Волонтёры и так раздавали их в Крымске, их сильно озадачила просьба перевезти вещи на церковный склад.
Вызвала вопросы и международная история с помощью Греции. Когда эту страну накрыл жесточайший финансовый кризис, православные приходы собрали в помощь греческой церкви 517 тыс. евро. Патриарх Кирилл посетил бедствующую страну, привёз деньги. Из них 50 тыс. евро пошло на благотворительные обеды, остальное раздали 81-й метрополии на помощь самым нуждающимся греческим семьям. Некоторые священники в России изумились. Средняя зарплата в Греции равнялась 1,8 тыс. евро, в то время как в России была менее 700. Вышло, что паства очень бедной страны помогла богатой.
Впрочем, не суть. Важно, что внутри России РПЦ собирает деньги со спонсоров, в принципе неплохо справляется с ролью института, перераспределяющего средства от богатых нуждающимся. Разве что хотелось бы, чтобы помощь стала более массовой и более прозрачной.
На этот счёт много идей. РПЦ не первое десятилетие лоббирует программу налоговых льгот для спонсоров. Понятно, тогда капитал потечёт рекой, но Минфин категорически против. В церковных головах время от времени всплывает и другая финансовая затея. До революции в России действовала интересная система – продажа церковных благотворительных марок. Их выдавали в обмен на взнос, затем марками можно было расплатиться в магазинах, принимавших такие псевдодензнаки. В РПЦ систему хотят возродить. Тут за голову схватился Центробанк, поскольку, по сути, речь о создании вторых, параллельных церковных денег.
Что в итоге? Хорошо, что открыли 360 благотворительных больниц, 300 приютов и т.д. Но всё же на такую огромную страну до обидного мало. Если сравнить с числом приходов, то выйдет, что какое-либо благотворительное заведение открыли менее 0,5%. Дело нужно развивать, чтобы люди видели реальную помощь.