Аргументы Недели → Экономика № 3(444) от 29.01.2015

Сахарная колея

, 17:36

В начале очередной зимы представители ГИБДД и Росавтодора выступили с антикризисной мерой – не чистить дороги. Оказывается, пескосоляные смеси и ножи грейдеров портят дорожное полотно. Авторы законопроекта предлагают сэкономить значительные средства на обслуживании дорог, просто утрамбовывая снег. И кивают на опыт Скандинавских стран.

Например, шведы укатывают снег большими машинами, похожими на катки-асфальтоукладчики, только более подвижными и лёгкими, а затем ровным слоем заливают наледь кипятком и гравием. Плюс в том, что дорога остаётся гладкой, а вмёрзший в подтопленный снег гравий улучшает сцепление. Проблемы возникают только по весне, когда всё это начинает активно таять. Но и здесь шведы проявляют технологическую заботу: весь сезон таяния поливают дороги антифризом, который не даёт снегу покрыться коркой морозной ночью и ускоряет его таяние днём. Чуть ли не на каждом светофоре здесь установлены датчики, которые постоянно следят за температурным режимом, а по их показаниям в автоматическом режиме готовится антифризовая смесь.

В России уже провели эксперимент по содержанию дороги по-европейски. Речь идёт об участке в Мурманской области до границы с Норвегией. Результаты пробы ещё анализируются, но, не дожидаясь выводов, Росавтодор планирует крупный эксперимент на 30 участках автомобильных дорог в 16 субъектах РФ. Кто-то уже решил, что именно такой принцип их содержания наиболее оптимален в наших условиях.

Однако для широкого круга россиян осталось загадкой, будут ли наши дорожники, как шведы, применять какие-то дополнительные меры. А это и есть самое главное. Известно, что поливание городских дорог реагентами – многомиллиардный бизнес. А антифриз и датчики на каждом светофоре – не формируют ли себе дорожники новую кормушку? И кто будет утрамбовывать снег? В 16 субъектов закупят импортную технику? А потом пару лет станут учить рабочих ею пользоваться, пока мы накатываем колеи собственным автотранспортом?

По словам чиновников из Росавтодора, планируется, что специальные автогрейдеры регулярно будут выравнивать снежный покров и нарезать на нём бороздки для лучшего сцепления. Также чиновники отмечают, что перед началом эксперимента залатают все ямы и трещины (!), а после дорожные рабочие будут постоянно патрулировать трассы на наличие колейности и обледенений и разбрасывать где надо песок и щебень. Если это не новогодняя шутка, то тогда нужно закупать шведских рабочих и управленцев вместе с грейдерами.

Но, похоже, дорожные чинуши затеваются всерьёз. В Росавтодоре подсчитали, что для начала формирования уплотнённого снежного слоя необходимо длительное или интенсивное выпадение осадков (более 6 мм/час), а также определённая влажность воздуха – от 65 до 85%. Как будут действовать дорожные службы в случаях, когда погодные условия не будут достигать указанной нормы? Ждать, пока дороги достаточно завалит? А если завалит сразу везде, по традиции начнут разводить руками и вызывать МЧС? И что мешает залатать все дыры и трещины без всяких экспериментов?

Сколько стоит загадочный грейдер, остаётся тайной. Но до падения рубля средняя цена единицы снегоуборочной техники составляла 2–3 млн. рублей. За смену такой грейдер может обработать около 50 км полотна. В Тверской области, например, протяжённость дорог – 15,5 тыс. км. Это ж сколько грейдеров потребуется? И в чём тут экономия? Или чистить собираются только те дороги, по которым ездят сами чиновники?

Никто из них не обмолвился, во что до сих пор обходился неубранный снег нашим здоровью и имуществу. В первый снежный день в Ленобласти в 2014 г., пришедшийся на 19 октября, на скользких дорогах успело произойти 36 аварий с пострадавшими: погибли двое, а травмы получили 48 человек. И это в условиях, когда снег быстро таял при плюсовой температуре и не долежал на дорогах и до полудня. А 16 октября в заснеженном Ярославле произошло более 80 аварий. В МВД признали: причиной большинства из них стал неубранный вовремя снег. В связи с этим уже сегодня автолюбителям следует не только обуваться в зимнюю резину, но и осваивать новые навыки вождения, которые позволят выжить этой зимой: учиться сворачивать из колеи, видеть дорожную разметку сквозь снежный покров и входить в поворот на снежной корке. 

– Если провели эксперимент, то почему бы не дождаться результатов? – говорит координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орёл. – «Не убирать» – звучит очень странно. Давайте не будем убирать снег, не будем включать светофоры, мы же можем разъехаться на перекрёстках.

Насчёт светофоров – их законотворческая мысль пока обошла. Зато Минтранс недавно придумал ещё одну форму экономии – предложил сузить региональные дороги до 4,5 м в ширину. Это якобы должно ускорить темпы их строительства. Кроме того, для удешевления проектов строительства дорог с низкой интенсивностью движения предлагается уменьшить толщину покрытия и использовать в качестве материалов производственные отходы. А ещё один эксперимент проведут этой зимой на Урале: там воспользуются белорусским ноу-хау и будут посыпать дороги сахаром вместо соли.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram